Ламповый усилитель схема на лампах 6П3С-6Н8С
Ламповый усилитель схема — идеальный звук
Ламповый усилитель схема — представленная здесь конструкция однотактного усилителя выполненного на электровакуумных лампах 6П3С, 6Н8С, никаких особых сложностей не имеет. Тем не менее этот ламповик обладает высококлассным звучанием, хотя нужно подчеркнуть, что звуковая картина несколько необычна. Это относительно многих других известных ламповых аппаратов такого класса.
Принципиальная схема лампового усилителя
В случае самостоятельного построения данного устройства по приложенной схеме, нельзя допускать отклонений от указанный параметров и значений используемых компонентов. Конструкция неоднократно тестировалась на предмет улучшения звука, вследствие чего был определен оптимальный вариант установленных деталей. Если вносить в схему какие-то изменения от себя, то вы должны знать, что это существенно влияет на звуковую сцену на выходе.
Невзирая на эти тонкости при сборке, аппарате может быть с успехом изготовлен и начинающими радиолюбителями. Это возможно по причине несложной базы применяемых электронных компонентов и эффективной схемотехники.
Примененные в приборе радиодетали, в частности постоянные резисторы имею значение МЛТ, а также проволочные. Конденсаторы блокировки и для цепей разделения нужно ставить типа БМТ-2 на номинальное напряжение 400v и МБМ рассчитанных на 160v. Само по себе значение установленных емкостей не очень большие, поэтому с осторожностью можно поэкспериментировать по увеличению их номинального значения. Но опять же это необходимо делать только, когда вы неоднократно прослушаете звучание усилителя на авторской схеме. Тогда будет легче выявить какие-либо улучшения или наоборот ухудшение звука.
Источник питания выполнен с возможностью обеспечения стабилизированного напряжения для нитей накала. На этапе тестирования лампового усилителя проверялись традиционные схемы снижения фонового искажения. Но в итоге удалось получить положительный эффект только после включения в схему линейного регулируемого стабилизатора напряжения LM317T, гарантирующий идеальное звучание. Без излишних наворотов блок выпрямителя смонтирован с применением емкостей фильтра с номинальным значением 66000 F.
Принципиальная схема блока питания

Для получения высоковольтного напряжения была применена схема удвоения напряжения, ввиду того, что в конструкции был использован обыкновенный телевизионный трансформатор ТС 160. Задержку включения питания в цепь анода выполняет простой выключатель. До него стояла схема на демпферном диоде 6Д20П в паре с реле. Однако в процессе испытания обнаружилось, что без этого узла на лампе, звук на выходе усилителя значительно прозрачнее.
Трансформаторы на выходе в обязательном порядке нужно использовать звуковые тр-оры ТВЗ-1-9 предназначенные для работы в выходном тракте лампового усилителя. Поскольку низкая индуктивность первичной обмотки формирует серьезный провал в диапазоне нижних частот, что собственно и нужно от представленной здесь схемы. Ламповый усилитель имеет следующие характеристики, при условии, что на выходе установлены трансформаторы ТВЗ-1-9.
Частотный диапазон -3дБ; 35-22000 Гц, коэффициент нелинейных искажений 6%, шумовой фон — 90 дБ с мощностью на выходе 6 Вт. Предложенный здесь усилитель прекрасно работает в течении уже двух лет без всяких нареканий. А то, что в схеме присутствует стабилизатора напряжения LM317T, так это продуктивная замена лампы, дающая наибольший эффект.
Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С по мотивам Нобу Шишидо
Очень удачный двухтактный усилитель на лампах 6П3С. Эти лампы незаслуженно отнесли в разряд «помоечных». Кто-то сказал, что хуже звучат только лампы накаливания. Я с этим не согласен!
Содержание / Contents
Всем привет! Хочу предложить вниманию двухтактный усилитель на 6П3С с фазоинвертором «длинный хвост» и непосредственной связью с драйвером. Я повторил усилитель. Материнская схема взята где-то на просторах интернета. Автор Нобу Шишидо.
Автор любезно обозначил все режимы ламп. Все честно, без подвохов.Мой усилитель имеет ряд изменений. Драйвер работает в более токовом режиме. В катодах ФИ применен составной резистор, позволяющий легко регулировать смещение ламп. Разница между напряжением на аноде первой лампы и на катодах ФИ должна быть 4-5 В. Это и есть напряжение смещения для ламп ФИ.
Ток через эти лампы определяем по падению напряжения на нагрузочных резисторах этих ламп. Эти резисторы не случайно имеют разный номинал, 24к и 27 кОм. Кус плеч разный, поэтому нагрузочные резисторы разные — 24 кОм и 27 кОм. Точная настройка симметрии сигнала заключается в подборе этих резисторов. Будем играться резистором на 24 кОм, контролируя уровень сигнала на анодах ламп фазоинвертора. Подаем на вход усилителя сигнал. Напряжение замеряем тестером через небольшой конденсатор (0,22 — 1 мкФ), который отсечет от прибора постоянку. Перед каждым (!) замером конденсатор разряжаем. Иначе остаточный потенциал будет портить показания. Я впаял в анод резистор на 22 кОм, заготовил добавочные резисторы от 300 Ом до 4,7 кОм и подобрал номинал, при котором уровень сигнала на анодах стал практически одинаков. Резистор можно оставить составным.
В выходном каскаде еще больше непривычного.
Резистор на 100к устраняет щелчок при запуске стабилитрона. Можно собрать традиционный стабилизатор, на каменном стабилитроне, на микросхеме, относительно массы, анодного, как кто хочет. Но сетку желательно стабилизировать. Звук тогда динамичней, точнее.
Выходной трансформатор. Железо ОСД-03 (аналог ОСМ-0,16), первичка – 2500 с отводом от середины, намотана проводом 0,4. Вторичка для акустики 8 Ом – 96 витков. Получаем приведенка – 6к, активное сопротивление 55 Ом, индуктивность 30Гн. Трансформатор мотался для 6С4С. Несмотря на свою «триодность» очень хорошо прижился в этой конструкции.
Ноу-хау – диоды шоттки. Считаю, технически они отправили кенотроны в историю. Уступают разве что дизайном и отсутствием плавного пуска.Собирал на 6П3С усилитель Манакова с несамобалансирующимся ФИ каскадом. Так вот, слушать эту лампу не мог. В этом усилителе 6П3С не узнать. Звук мощный, динамичный и музыкальный.
Удачного повторения!!!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌻 Халва для своих! +1800.00₽ для новичка на Aliexpress
Камрад, регистрируйся на Али по этой нашей ссылке. Ты получишь купон на 1800.00₽ на первый заказ. Не тяни, время действия купона ограничено.
🌼 Полезные и проверенные железяки — можно брать!
Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Михаил (Lektor)
Украина, Александрия
Живу на Украине, в городе с прекрасным названием — Александрия. Когда первый раз взял в руки паяльник не помню. Помню, что с отцом спаяли детекторный приемник. Потом был приемник на одном транзисторе, потом на двух.
В данный момент работаю управляющим магазином немузыкального инструмента. Продаем всякую всячину от отверток до бензопил.
Лет пять работал в области полиграфии. Занимался дизайном и допечатной подготовкой.
30W, CLEAN+LEAD, 6Н2П, 6П3С » Журнал практической электроники Датагор (Datagor Practical Electronics Magazine)

Привет, датагорцы! Захотелось мне собрать полноценный гитарный усилитель на отечественных лампах. Задумано — сделано! Мой новый гитарник собран на отечественных лампах: 6Н2П-ЕВ – 3шт. в первых каскадах, 6Н2П – фазоинвертор, 6П3С – 2 шт. – выходной каскад.
Содержание / Contents
Усилитель имеет два канала:Усилитель имеет также вход / выход (SEND / RETURN) для включения внешних эффектов. Переключение каналов можно производить как кнопочным переключателем, так и с помощью внешней педали.
Схема представляет собой компиляцию из различных схем, широко известных усилителей. Она приведена ниже.
Первый каскад общий для обеих каналов. Затем идет разделение, сигнал идет на темброблок чистого канала, и на каскады канала LEAD. Темброблок чистого канала имеет дополнительные переключатели ROCK / JAZZ и DEEP, позволяющие дополнительно изменять частотную характеристику. Затем сигнал поступает на второй каскад чистого (CLEAN) канала.
На его выходе имеется дополнительный переключатель BRIGHT, позволяющий так же изменять частотную характеристику в области верхних частот.
Каскады канала LEAD выполнены на лампе L2. На входе стоит переключатель WARM / FULL, добавляющий или убирающий нижние частоты, а на выходе – переключатель CONTOUR, также изменяющий частотную характеристику канала.
Каскад на лампе L3 общий для обеих каналов. На его входе стоит переключатель, который коммутирует сигнал либо с L1 (CLEAN), либо с L2 (LEAD). На выходе этого каскада стоит также трехполосный темброблок для LEAD канала.
Для CLEAN канала сигнал идет непосредственно с катода L3 второго триода.
Темброблок канала LEAD имеет дополнительную кнопку SHIFT, изменяющую его частотную характеристику. Затем сигнал поступает на операционный усилитель, сигнал с которого идет на разъем SEND петли эффектов и на микшер, собранный на сдвоенном потенциометре MIX. С помощью этого потенциометра можно смешивать в различных пропорциях прямой сигнал и сигнал с внешнего блока эффектов, поступающего с разъема RETURN.
После общего регулятора громкости MASTER, сигнал поступает на стандартный фазоинвертор, собранный по схеме «с длинным хвостом», и далее на выходные лампы.
В выходном каскаде используется включение ламп с фиксированным смещением. Также имеется часто применяемый в таких каскадах регулятор PRESENS. Для каждого из каналов стоит свой регулятор, переключение происходит с помощь реле Rel3.
Поскольку коммутация каналов осуществляется в нескольких местах, она реализована на трех 5-вольтовых реле Rel1 — Rel3. Схема включения этих реле показана в левом нижнем углу схемы.
Индикация работы каналов осуществлена двумя светодиодами. Разъем используется для подключения внешней педали с кнопкой.

Чертёж шасси с надписями в Corel Draw, см. Файлы
Усилитель смонтирован на шасси из железа толщиной 1,2-1,5 мм и окрашен акриловой краской в аэрозольной упаковке. Надписи нанесены по лазерно-утюжной технологии и закреплены поверх прозрачным акриловым лаком.
Шасси получается «вверх ногами», потому как это усилитель для комбика и он должен крепиться к верхней стенке колонки. Впрочем, если буду собирать отдельно (головой), то шасси тоже будет крепиться к верхней стенке корпуса.
Ещё сам не решил, делать комбик или голову, но почти все фирмачи делают именно так, вверх ногами!
Силовой трансформатор имеет пять вторичных обмоток. Они служат для получения анодного напряжения, напряжения накала 1 и накала 2, обмотки напряжения смещения и обмотки для получения ±15В.
Первой, после сетевой обмотки, наматывается анодная обмотка. Она содержит 60+680+680+60 витков провода диаметром 0.33мм. Дополнительные 60 витков сделаны для повышения анодного напряжения и увеличения мощности при использовании выходных ламп 6П3С-Е вместо 6П3С.
Затем наматываются обмотка смещения и обмотка ±15 Вольт.
Для получения напряжения смещения служит обмотка в 140 витков, а обмотка в 70 витков с отводом от средней точки для получения напряжения. Провод для этих обмоток диаметром 0,17мм.
Последними мотаются накальные обмотки. Обмотка в 15 витков проводом 1,4мм. используется для питания накала выходных ламп, а 16 витков проводом 0,95мм для питания выпрямителя накала для ламп 6Н2П.
Межслойная изоляция – калька, между обмотками я использовал упаковочную, так называемую крафт-бумагу, но можно использовать и лакоткань.
Сглаживающий дроссель выполнен на железе Ш16х20 и намотан проводом 0,25 до заполнения каркаса.
Выходной трансформатор намотан на железе от ОСМ-0,1 и рассчитан на подключение нагрузок в 8 и 16 Ом.
Схема расположения и коммутации обмоток
Первичная обмотка выполнена проводом диам. по изоляции 0.27. а вторичные обмотки выполнены проводом диам. по изоляции 0.68 для секций на 8 Ом и диам. по изоляции 0.8 для добавочной секции на 16 Ом.
В качестве межслойной изоляции также использована калька, а межслойная изоляция – крафт-бумага или лакоткань. Никаких проварок в парафине я не использовал, раньше мотали так, и было нормально! Главное обеспечить достаточную плотность намотки, что, к сожалению, приходит с опытом. Но можно и проварить, кто захочет.
Подключаем генератор к выводам вторичной обмотки GRND — 8Ohm и подаем с него напряжение 1 Вольт, 1000 Гц.К точке А+ подключаем землю осциллографа и меряем напряжение на точках А1 и А2.
Они должны быть равны и в противофазе и амплитудой ~ 15 Вольт.
Если меньше и/или не одинаковы, значит надо менять начала и концы секций первичной обмотки.
Хочу обратить внимание, на два варианта расположения выходного трансформатора. Ближе к выходным лампам или ближе к входным лампам. По результатам замеров фона лучшим, как мне показалось, вариант более удаленного расположения выходного трансформатора от выходных ламп и силового трансформатора.
Для коммутации каналов используются три реле, рассчитанных на 5-6 Вольт. Минус накального источника 6,3В соединен с общей землей.Соединение земляного провода с корпусом усилителя осуществлено на основной печатной плате в районе входных контактов.
Сигнальные межплатные провода – экранированные. Причем экран соединен с землей только с одного конца. Соединения между основной платой и ламповыми панельками сделаны одножильными проводами минимальной длины.
Для крепления плат регуляторов и входных / выходных разъемов использованы только крепления к шасси регулировочных компонентов и разъемов.
Напряжения ±15 В получаются с помощью трехвыводных стабилизаторов 7815 и 7915.
В усилители использованы сопротивления типа МЛТ. Все резисторы, кроме указанных отдельно, мощностью 0,25 Вт. Там, где требуются резисторы больших мощностей указано на схеме отдельно.
В усилители использованы в качестве разделительных советские конденсаторы К73-17, рассчитанные на напряжение 400В. С17 тоже типа К73-17, но на 63В. С4 и С12, стоящие в катодах ламп предварительного усиления, рекомендуют использовать танталовые или оксидно-полупроводниковые. У меня поставлены типа К53-19, но можно попробовать и другие.
Конденсаторы С19 и С34 – высоковольтная керамика на напряжение 1000 В, взятые мной из компьютерных блоков питания. Остальные электролитические конденсаторы – обычные, алюминиевые.
Выбор типа конденсаторов, стоящих в сигнальных цепях и формирующих амплитудно-частотную характеристику усилителя зависит от толщины кошелька и возможностей повторяющего конструкцию.
В усилители использованы кнопочные переключатели типа ПКн-61. Хочу так же обратить внимание на два резистора номиналом 10 Ом, стоящие в земляной шине на основной плате усилителя и делящие ее как бы на три части. Они не показаны на принципиальной схеме, но есть на печатной плате. Их ставят для развязки земли выходного и предварительных каскадов и служат для уменьшения фона.
В разделе файлов можно скачать чертежи печатных плат проекта в формате *.layУсилитель развивает 30 Вт неискаженной синусоидальной мощности на нагрузке 8 Ом.
Уровень фона минимальный, его практически не слышно при закороченном входе и вывернутых до максимума ручках VOLUME и GAIN (для LEAD канала). Т. е. на выходе усилителя фон не превышал 10-20 мВ амплитудного значения.
Частотные характеристики канала CLEAN при различных положениях переключателей JAZZ / ROCK и DEEP и различных положениях регуляторов тембра TREBLE / MID / BASS, полученные с помощью симулятора MicroCap 8, представлены ниже.

Rock

Rock_Deep

Jazz

Jazz_DeepНастройка усилителя сводится к установке тока покоя выходных ламп в диапазоне 30-40 мА для каждой лампы с помощью резистора R89 и выбирается по форме сигнала. Отсутствие искажений типа ступенька на мощности близкой к максимальной, говорит о нормальном токе покоя.
Я измеряю ток покоя простым включением тестера в разрыв провода, идущего к анодам выходных ламп и обмотке выходного трансформатора.
Резистор R91 подбирается таким, чтобы все реле, используемые в переключении каналов, срабатывали уверенно.
Резистор R52 подбирается таким образом, чтобы громкость, при переключении каналов, оставалась одинаковой (по вкусу).
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Печатные платы показаны со стороны монтажа деталей!
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌻 Халва для своих! +1800.00₽ для новичка на Aliexpress
Камрад, регистрируйся на Али по этой нашей ссылке. Ты получишь купон на 1800.00₽ на первый заказ. Не тяни, время действия купона ограничено.
🌼 Полезные и проверенные железяки — можно брать!
Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Михаил (mtihonov)
Казахстан, Павлодар
Начинал электронщиком, разрабатывал и паял модули периферийных устройств для наших первых настольных микроЭВМ «Электроника-60». Соответственно пришлось учиться их программировать, чтобы они ожили. Так параллельно стал программистом.Ещё паял серьезные девайсы для музыкантов. Это приучило к созданию крепких (по железу) и надежных по исполнению аппаратов. Кто с музыкантами связывался, тот меня поймет!
Но это было в далекой молодости, в городе Томске.
После переезда в Павлодар перешел на чистое программирование в области баз данных.
Со временем руки опять потянулись к паяльнику. Вот теперь ваяю для своего удовольствия в области аудио.
Ламповый буфер-предусилитель на лампах 6N3 (6Н3П)
Продолжаем обзор китайской ламповой аудиотехники.Рассмотрим в обзоре предусилитель-буфер на лампах 6N3 (6Н3П).
Зачем нужны предусилитили аудиосигнала?
1. Усилить сигнал (по напряжению), чтобы громче играло. До уровня напряжения сигнала, который сможет раскачать усилитель мощности.
2. Усилить сигнала по току (напряжение сигнала при этом не сильно меняется, может быть даже меньше исходного сигнала). Используется для «прокачки» маломощных источников типа ЦАП (DAC), зв. карт, сотовых телефонов и прочее на усилки мощности или на высокоомные наушники. Результат работы усилка-буфера — сигнал будет звучать более детально.
3. Уменьшение искажений. Кажется странным, что добавление еще одного каскада усиления может уменьшить искажения. Иначе бы все схемы усилителей состояли из одного транзистора (лампы, микросхемы). Тут все зависит от сопротивления источника сигнала и вх. сопротивления приемника сигнала (заметим, на зв. частотах). Идеальное соотношение — низкое (желательно около нуля Ом) сопротивление на выходе источника сигнала и высокое (в несколько раз или порядков раз) на входе УНЧ дает самое лучшее качество передачи сигнала без искажений. В реальной жизни такое встречается далеко не всегда. Несогласование входных-выходных сопротивлений приводит к росту искажений. Для решения этой проблемы появляется еще один каскад-буфер. Такой каскад усиления имеет очень низкое выходное сопротивление. Его задача — согласование: источник-усилитель сигнала.
4. Коммутация, регулировка тембра, «улучшатели» звука, зв. процессоры и прочее встраивают обычно в предусилки.
В нашем случае — простой предусилок на лампах. П 4. отсутствует. П 1 работает только в случае нагрузки, сопротивлением больше 200 Ом. П2 и П3 работают отлично.
Перейдем к обзору этого аппарата.
Просил на обзор это усилок еще в мае 2016. Сколько стоил усилок тогда — я не помню. Выставил актуальную на данный момент цену в этом магазине. Согласились прислать в ноябре. Выслали 15 декабря 2016. А пришла посылка 13 янв. 2017 г.
Пришла посылка в серьезной упаковку — пупырка, лампы, трансформатор питания отдельно упакованы и прочее.
Лампы. Звездочка на двойных триодах 6N3. Возможно военная (китайская приемка)?
Размеры платы (с установленными лампами):
Трансформатор питания:
«Ушки» крепления транса были изогнуты как-то не так. Выровнял с помощью плоскогубцев и отвертки.
Первичная обмотка у меня только одна на 220 В (красная). Обещали еще на 110 В. Ну ладно. Пока не актуально.
Вторичные синяя — 170 В, белая — 6.3 В. Можно все три обмотки проверить тестером. Обмотка с самым большим сопротивлением — первичная (220 В), вторая (170 В) — анодное напряжение, с самым низким сопротивлением — накал ламп. Я для верности подключил транс к 220 В сети (через предохранитель на 1 А) и проверил тестером напряжение на вторичных обмотках.
Отключив от сети, вставляем в панельки две лампы и подключаем усилитель к трансформатору питания. На усилке все обозначено. Зажимы на плате отличные. Все достаточно изолировано. Но при анодном напряжении под 200 В лучше не лезть лишний раз в работающий усилитель пальцем.
Дурацкой подсветки электронных ламп светодиодами в моем экземпляре нету (но место под распайку есть :-). Подсветка — только естественная 🙂
Используем как предусилитель-буфер
Подключаем к источнику сигнала и усилителю мощности. На верхней стороне усилка все обозначено, куда подключать.
У меня так подключено: комп (Flac)-> DAC Constantine + (Philips TDA 1545A + Analog Devices 826 opamp) по USB подключено -> пред сабж -> усилок Pioneer A-777 ->колонки полочные Mission M51. Пара усилок+АС дают нейтральный звук.
По результантам слушанья. Слушать только после прогрева ламп. Минут через 20 после включения. Иначе «песок» из колонок играет. Регулятор громкости — нормальный. Т.е. не трещит, при минимальной громкости не слышен звук, с балансом все ок, треска при вращении ручки нету. Удивительно, плюс аппарату однозначно. Обычно переменники китайские в регулировании звука косячные стоят.
Добавление аппарата из обзора в звуковой тракт- звук стал более насыщенным, высокие частоты стали звучать четче, тарелочки и щетки по барабанам звучат четко. Ламповой теплоты нет. Бубнежа нет. Фоновых шумов, наводок и прочих нехороших звуков нет. Транс такой конструкции тоже на усилок наводок не делает и не «гудит».Через минут 20 после включения транс нагревается градусов до 30. Тепленький такой и работает. Звук чуть-чуть «мягче» стал. Бас стал более четко выраженным и, как сказать, — бархатным :-). Гитарные соло — все ок. Это первый ламповый китайский аппарат, после включения которого можно нормально слушать тяжмет (и все остальное). Слушал свои стандартные тестовые диски — Gamma Ray (Land of the Free II) и Blackmore’s Night (Under a Violet Moon). Все отлично играет. Интереснее, чем без этой штуки.
При невысоком уровне громкости (ночью музыку через колонки слушаем) предусилок тоже дает отличный результат.
Потом послушал потяжелее — Amon Amarth (Jomsviking) — то же все отлично.
Еще Веру Брежневу послушал из браузера про знание пароля — тоже ок 😉
Вот такие выводы от прослушивания.
Использование как усилителя для наушников
Наушники должны быть сопротивлением от 200 Ом. Иначе усиления громкости звука не будет. Чем больше сопротивление наушников — тем больше усиление звука. У меня мониторные Beyerdynamic DT 990 Pro 250 Ом. Тракт — комп (Flac)-> DAC Constantine + (Philips TDA 1545A + Analog Devices 826 opamp) по USB подключено -> пред сабж ->Beyerdynamic DT 990 Pro. Усиления по громкости почти нету. Комфортно слушать на половине регулятора громкости сабжа. Результаты звука — такие же, как и при подключения большого усилка. Только звук чуток «жесте» (особенность наушников — они «жесткие»).
Выводы
Звук этого усилка мне очень понравился. Буду как пред использовать или усилок для наушников. Нужно будет его в норм. корпус поместить.
Могу рекомендовать это усилок как пред к усилкам на микросхемах TDA2030/TDA2050/LM1875T, LM3886, усилкам D-класса. Звук будет приятнее на слух, чем без этого преда.
На этом заканчиваю обычную часть обзора.
Техническая часть обзора
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
Простой усилитель из доступных деталей на 6Н13С — Усилители, Лампы, Трансформаторы
Сабж.
Еще один усилитель, своей простотой и доступностью компонентов претендующий на «народный». При этом в качестве звучания он не уступит одноименному на 6П3С.
Драйвер — 6Ж9П в триоде. Выход — 6Н13С, с фиксированным смещением, каждому триоду свое смещение. Напряжение смещения — около -30В, ток через один триод — 125 мА. Выходной транс — на железе от ТУ-50, 4 секции вторички 110 витков проводом 0.6 , 3 секции первички 500 витков проводом 0,315, зазор 0,3мм. Драйвер и выходной каскад запитаны от отдельных источников питания. Для питания обоих каналов драйвера применен отдельный транс, он же дает напряжение смещения. Выходные каскады и накалы запитаны от ТС-180, причем каждый канал — от отдельной обмотки. Еще одно преимущество низковольтного питания выходного каскада — можно применять электролиты от компьютерных блоков питания, влегкую набрать значительную емкость (у меня планы добрать до 4700 мКф на канал )
За основу была взята схема Манакова на 6Ж11П с парой 6С19П на выходе, но в результате доработок перетерпела столько метаморфоз, что выродилась в совершенно новую… Перевод выходных ламп в низковольтный сильнотоковый режим значительно улучшил бас и дал возможность применить в драйвере практически что угодно — при 30 вольтах смещения выходные триоды можно раскачать чем угодно. Мой ввыбор 6Ж9П обусловлен духом эксперимента, неплохими параметрами лампы в триоде, и тем фактом, что у меня установлена пальчиковая панелька для драйвера. Резистор в аноде драйвера — ПЭВ-2 10 вт, в катоде — керамический 150 ом, кондер — Джамикон на 16В.
До этого перепробовал разные пентоды — ту же 6Ж9П-Е, 6Ж11П-Е, 6П14П, 6П15П, 6Ж52П — из них больше всего понравилась 6Ж11П, причем со значительным отрывом от остальных. Потом стал пробовать триоды — 6Н2П, 6Н3П, 6Н1П, 6Ж9П в триоде, 6Ж11П в триоде… На больше не хватило выходных.
Смотрите господа, критикуйте Однако я уже очень рекомендую!
Три варианта схемы усилителя | журнал SalonAV
Сделать усилитель непросто. Сделать хороший усилитель еще труднее. Но из трех предложенных схем одна наверняка вам понравится. При переходе на более высокий уровень не придется менять ни шасси, ни трансформаторы, ни лампы.
Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов. А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…
Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов. А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…
Мы решили разработать схему-трансформер, чтобы, имея силовые и выходные трансформаторы плюс определенный набор ламп, вы легко смогли бы преобразовать один вариант в другой. Здесь открывается безграничный простор для реализации собственной звуковой концепции, поскольку вы всегда можете остановиться на той, которая вам больше понравится. Поскольку нельзя объять необъятное, мы приведем лишь три схемы, основанные на принципе разумного компромисса.
Во всех трех вариантах на входе установлен высокочастотный пентод с короткой характеристикой 6Ж8 в триодном включении. Он выполнен в металлическом экранированном корпусе и очень линеен на малых уровнях сигнала. В качестве драйвера/ фазоинвертора лучшим оказался октальный двойной триод 6Н8С — с малым коэффициентом усиления, хорошей линейностью и приличным током анода.
В качестве выходных ламп мы предпочли лучевой тетрод Г807 или его октальную версию 6П7С. Благодаря своей конструкции и очень глубокому вакууму, на наш взгляд, он значительно превосходит по прозрачности звучания такие известные лампы, как 6П3С, 6П3СЕ, 5881, 6L6, КТ66, КТ88, 6550, EL34.
Если вы станете придерживаться перечисленных ниже рекомендаций, то успех в построении усилителя будет гарантирован. Для краткости изложения излагаем их конспективно.
1. Усилители выполняются в виде моноблоков, и каждая схема приводится для одного из них.
2. Корпус усилителя (шасси), а также крепежные элементы трансформаторов изготавливаются из немагнитного материала (медь, латунь, алюминий).
3. Сердечники трансформаторов, как силовых, так и выходных, собираются из пластин Ш и П толщиной 0,35 — 0,55 мм.
4. Силовые трансформаторы должны иметь малый ток х.х. и работать при пониженной индукции.
5. Выходные трансформаторы должны работать на линейном участке характеристики, обладать хорошими фазовыми и частотными свойствами, как на низких, так и на высоких частотах, при этом количество секций обмоток должно быть минимально возможным.
6. Переходные конденсаторы желательно применять фольговые, бумаго-масляные или с пропиткой церезином, из отечественных — КБФ, из импортных — Jensen, в крайнем случае, полипропиленовые, отечественные К78-2, импортные Multicap, Relcap и т.д.
7. Не следует пренебрегать качеством резисторов. Избегайте металлооксидных МЛТ и им подобных. Лучшие результаты в этих схемах показали углеродистые типа С1-4, ВС, БЛП или их импортные аналоги, возможно также применение танталовых резисторов.
8. Диоды выпрямителя должны быть быстродействующими Ultra-Fast или FRED (Fast Recovery Diodes).
9. Высоковольтные электролитические конденсаторы в блоке питания из отечественных, лучше К50-27, импортные — Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Желательно шунтирование высоковольтных электролитов металло-бумажными типа К42, выполненными в немагнитных корпусах емкостью не менее 4 мкФ, и слюдяном типа КСО емкостью 0,01 мкФ.
Низковольтные электролиты в катодных цепях очень влияют на звук. Из отечественных рекомендуем К50-24, но лучше импортные Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Учтите, что двум последним нужно время, чтобы «разыграться», и все свои способности они покажут после двух-трехчасового разогрева. Катодные конденсаторы должны быть зашунтированы металло-бумажным типа К42 емкостью не менее 1 мкФ и слюдяным КСО емкостью 0,01 мкФ.
10. Лампы следует применять октальные, как можно более старых лет выпуска, 1950 — 1975 гг.
11. В качестве монтажных проводов из отечественных лучше поискать МГТФ 0,35 мм2, МПО 0,75 — 1,5 мм2 (они бывают на радиорынках и стоят недорого). Импортные — Kimber, XLO и др. Все соединения длиннее 5 см должны быть выполнены витыми парами.
12. Монтаж следует делать объемным навесным, с максимальным использованием выводов самих деталей.
13. Не экономьте на входных и выходных разъемах, держателях предохранителей, выключателях и сетевых гнездах — их качество не только сказывается на надежности изделий, но и влияет на звук.
14. Земля присоединяется к корпусу только в одной точке — около входной лампы.
15. Все пайки выполняются припоем ПОС-61 или импортным хорошего качества. Пайка должна быть каплевидной, блестящей. Если пайка имеет матовую структуру, это говорит о перегреве и кристаллизации припоя либо о его низком качестве, что не замедлит сказаться и на звуке. Подберите нужную температуру жала паяльника — схемы регуляторов не раз публиковались в «Радио». Лучше всего приобрести паяльную станцию с регулятором и стабилизатором температуры. В качестве флюса настоятельно рекомендуем канифоль сосновую высшего качества.
Итак, приступим к рассмотрению схем. Начнем с рис. 1.
Таблица к схеме 1. | |||
---|---|---|---|
Сопротивления | |||
R1 | 47k | Alps | |
R2 | 470k | 1/4 w | углерод |
R3 | 15,5k | 2 w | углерод |
R4, R11 | 300 | 1/4 w | углерод |
R5 | 10k | 2 w | углерод |
R6, R10 | 160k | 1/4 w | углерод |
R7, R8 | 20k | 4 w | углерод |
R12, R14 | 100k | 1/4 w | углерод |
R13 | 10k | 1 w | СП4-1 |
R15, R16 | 1k | 1/4 w | углерод |
R17, R18 | 100 | 1/4 w | углерод |
R19 | 50 | 4 w | углерод |
R20 | 100k | 2 w | углерод |
R21 | 3k | 2 w | углерод |
Конденсаторы | |||
С1, C9 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С2, C10 | 1 мкФ | К42 (бумага) | |
С3, C11 | 4700 мкФ х 16 В | К50-24, Black Gate, Elna | |
С4, C8 | 1 мкФ | МБМ, К42 | |
С5 | 100 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
C6,C12,C13,C14 | 1 мкФ х 450 В | К78-2, КБФ, Jensen | |
С7, C15, C16 | 220 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
С17 | 4 мкФ х 450 В | МБМ, К42-11 (бумага) | |
С18, C19 | 100 мкФ х 100 В | К50-27 | |
C20 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
Полупроводники | |||
VD1 — VD4 | MUR 4100 | Motorola | |
VD5 — VD8 | MUR 1100 | Motorola | |
VD9, VD10 | КС 518А | стабилитрон | |
Лампы | |||
V1 | 6Ж8 | ||
V2 | 6Н8 | ||
V3, V4 | Г807, 6П7 |
Входной каскад выполнен на лампе 6Ж8 в триодном включении без местной обратной связи. Несамобалансирующийся драйвер (он же фазоинвертор) построен на двойном триоде 6Н8С без обратной связи. Выходные лампы Г807 включены триодами, их смещение фиксированное. Настройка усилителя проста: нужно лишь добиться подстрочным резистором R13 одинаковой амплитуды сигнала частотой 1000 Гц на первом и втором аноде лампы 6Н8С, а также установить ток покоя выходных ламп Г807 в пределах 40 — 50 мА путем подбора одного из стабилитронов смещения в блоке питания. Внимание! Недопустимо включение анодного напряжения, пока вы не убедились в наличии отрицательного смещения на сетках выходных ламп.
Схема №2, рис. 2.
Таблица к схеме 2. | |||
---|---|---|---|
Сопротивления | |||
R1 | 47k | Alps | |
R2 | 470k | 1/4 w | углерод |
R3 | 15,5k | 2 w | углерод |
R4 | 300 | 1/4 w | углерод |
R5 | 10k | 2 w | углерод |
R6 | 160k | 1/4 w | углерод |
R7, R8 | 20k | 4 w | углерод |
R9 | 5k | 4 w | подбирается |
R10, R11 | 100k | 1/4 w | углерод |
R12, R13 | 1k | 1/4 w | углерод |
R14, R15 | 100 | 1/4 w | углерод |
R16 | 100k | 2 w | углерод |
R17 | 50 | 4 w | углерод |
R18, R19 | 33k | 1/2 w | |
R20 | 11k | 2 w | |
R21 | 1k | 2 w | |
Конденсаторы | |||
С1 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С2 | 1 мкФ | К42 (бумага) | |
С3 | 4700 мкФ х 16 В | К50-24, Black Gate, Elna | |
С4,C8 | 1 мкФ | МБМ, К42 | |
С5 | 100 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
C6,C9,C10 | 1 мкФ х 450 В | К78-2, КБФ, Jensen | |
С7,C11,C12 | 220 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
С13 | 4 мкФ х 450 В | МБМ, К42-11 (бумага) | |
С14, C15 | 470 мкФ х 100 В | К50-27 | |
C16 | 100 мкФ х 160 В | К50-27 | |
C17 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С18 | 1 мкФ х 160 В | К42 (бумага) | |
С19 | 220 мкФ х 160 В | К50-27 | |
Полупроводники | |||
VD1 — VD4 | MUR 4100 | Motorola | |
VD5, VD6 | MUR 1100 | Motorola | |
VD7, VD8 | КС 518А | стабилитрон | |
Лампы: см. Схему 1 |
Входной каскад аналогичен предыдущему. Драйвер-фазоинвертор выполнен на лампе 6Н8С по дифференциальной схеме с «long tail». Более точное равенство амплитуд положительной и отрицательной полуволн достигается применением источника отрицательного напряжения -100 В. Можно добиться еще лучшей симметрии, если включить в катодную цепь 6Н8 источник тока на ВЧ-пентоде с короткой характеристикой 6Ж4 в триодном включении (показан пунктиром вместо катодного резистора). Выходные лампы Г807 здесь также работают в триодном включении. Настройка усилителя осуществляется подбором катодного резистора лампы 6Н8С таким образом, чтобы напряжение на ее анодах было равно примерно половине напряжения питания. В случае применения лампы 6Ж4 подстроечным резистором 100 Ом производится та же операция. Установка тока покоя выходных ламп Г807 — как и в схеме №1.
Схема №3, рис. 3.
Таблица к схеме 3. | |||
---|---|---|---|
Сопротивления | |||
R1 | 47k | Alps | |
R2 | 470k | 1/4 w | углерод |
R3 | 15,5k | 2 w | углерод |
R4 | 300 | 1/4 w | углерод |
R5 | 10k | 2 w | углерод |
R6 | 160k | 1/4 w | углерод |
R7, R8 | 40k | 4 w | углерод |
R9 | 10k | 4 w | подбирается |
R10, R11 | 100k | 2 w | углерод |
R12, R13 | 1k | 1/4 w | углерод |
R14 | 47 | 1/4 w | углерод |
R15 | 120 | 1/4 w | подбирается |
R16 | 3k3 | 2 w | углерод |
Конденсаторы | |||
С1 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С2 | 1 мкФ | К42 (бумага) | |
С3 | 4700 мкФ х 16 В | К50-24, Black Gate, Elna | |
С4,C8 | 1 мкФ | МБМ, К42 | |
С5 | 100 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
C6,C9,C10 | 1 мкФ х 450 В | К78-2, КБФ, Jensen | |
С11 | 240 пФ | подбирается | |
С12 | 0,1 мкФ х 630 В | МБМ, К42-11 (бумага) | |
Лампы | |||
V6, V7 | СГ4С | газовый стабилитрон |
Входной каскад и драйвер-фазоинвертор те же, что и в схеме №2. Выходные лампы Г807 включены тетродами. Напряжение питания их вторых сеток стабилизировано двумя последовательно включенными газовыми стабилитронами СГ4С. С выходной обмотки трансформатора в сетку второго триода лампы 6Н8С введена ООС. Параллельно резистору обратной связи R15 включается конденсатор фазовой коррекции С11 (желательно слюдяной типа КСО). Коэффициент усиления при этом становится равным КU = R15/R14 + 1. Изменением номинала резистора R15, т.е. изменением глубины обратной связи устанавливается необходимое выходное сопротивление (т.е. демпфирование нагрузки) и чувствительность усилителя. Величина C11 зависит от многих факторов, поэтому его проще подобрать при настройке.
Теперь несколько слов об обратной связи. Подобную схему без ОС построить практически невозможно, так как внутреннее сопротивление тетрода за период сигнала меняется в десятки раз, в отличие от триода, у которого внутреннее оно остается почти постоянным. Поэтому обратная связь в тетродном усилителе просто жизненно необходима, но злоупотреблять ею не следует. Ее глубина должна быть такова, чтобы басовые динамики в ваших колонках не гудели в нижней середине, и не более.
Источник питания здесь точно такой же, как в схеме №2.
От редакции
Все три схемы обладают различным звучанием, каждое из которых имеет свои преимущества. Описывать его не станем — многое зависит и от условий прослушивания, и от самого тракта. Нам показалось, что пентодное включение дает лучшие результаты с винилом, а триоды смягчают «цифру». Апофеозом описанного проекта может стать применение на выходе прямонакальных 6С4С (еще лучше — 2С4С), но придется повозиться с питанием накала, чтобы добиться минимального фона на выходе. Если вам самим не по плечу сделать шасси или намотать трансформаторы, обратитесь в фирмы, торгующие КИТами. Их реклама периодически появляется на страницах «Практики».
Практика AV #1/2002

триодный усилитель на лампах 6Н13С » Журнал практической электроники Датагор (Datagor Practical Electronics Magazine)
Чисто триодный усилитель с претензиями на истинный High–End.
Почему именно триоды?
Во-первых, триод это действительно классика – прародитель всех электровакуумных приборов.
Триоды по сравнению с пентодами имеют меньшее усиление, но и меньшее внутреннее сопротивление.
Первое требует большего усиления предварительных каскадов (что в принципе не слишком сложная задача), а второе — благоприятно сказывается на улучшении демпфирования выходного трансформатора.
Содержание / Contents
Идея создания конструкции усилителя с действительно классическим ретро звучанием зрела давно. Но идея сформировалась полностью, когда при переборке старого склада обнаружил триоды 6Н13С.

С лампами определились. Следующий вопрос, который до сих пор не имеет однозначного ответа двухтактный или однотактный (представляю, сколько будет комментариев относительно этого вопроса). Выскажу свое мнение. Для меня решающим аргументом как не парадоксально было, что в наши дни сложно найти высокочувствительную акустику.
Значит, нужна мощность. Работа в параллель это уже метод, а не принцип. Еще учтем, что триоды обладают худшим КПД по сравнению с пентодами. И окончательно, доводом в пользу выбора двухтактного каскада на триодах стал тот факт, что в спектре гармоник триода наиболее значимой является четная вторая гармоника при гораздо меньшей нечетной третьей. Учитывая, что в двухтактном выходном каскаде четные гармоники выходных ламп в значительной степени компенсируются, нетрудно сделать вывод.

Рассмотрим некоторые особенности схемного решения. Схема не претендует на особую оригинальность, все решения неоднократно описывались в литературе. Но в процессе сборки приходилось неоднократно менять даже принцип. Не все получалось, как задумывалось. Блок питания согласно концепции выполнен на кенотронах. Выбор смещения был выбран автоматический, причем раздельный для каждой лампы (R19-C7, R20-C8). Это позволяет не так тщательно подбирать лампы и следить за током в процессе старения. Режим ламп выходного каскада Ua=270В Ia=70 мА (режим класса А).
Обычно предвыходной каскад является фазоинвертором, но в связи с тем, что выходной каскад имеет малый коэффициент усиления, требуется повышенное напряжение на управляющих сетках. В связи с этим в данном случае предвыходной каскад (V2A, V2B) также выполнен по схеме симметричного двухтактного усилителя с общим катодным резистором R14.
Достоинство такого каскада заключается еще и в том, что благодаря противофазности переменных составляющих катодных токов V2A и V2B переменное (звуковое) напряжение на резисторе R14 отсутствует и поэтому нет необходимости шунтировать его электролитическим конденсатором.
Еще одно оригинальное решение, которое мне очень понравилось, было подсмотрено у Уйм де Джэгера («Elektor Electronics» №6/ 2007, с. 38-44). Гибридное «автофиксированное» смещение. Подача напряжения от отрицательного источника – 50В через резистор R11 и от общего провода через R14 увеличивает эффективное напряжение питания этого каскада и позволяет ему без ограничения развивать на анодах до 70В переменного звукового напряжения (среднеквадратическое значение).
Входной каскад на V1A, V1B выполнен по схеме дифференциального усилителя. У полной симметрии всех каскадов по анодным цепям есть и еще одно положительное качество — хорошая компенсация пульсаций и помех анодных напряжений питания. Выключатель S1 позволяет замыкать или размыкать цепь общей ООС глубиной 10 дБ, что дает возможность на слух выбрать наиболее приемлемое для акустики и ушей звучание.
И так приступаем.
Не смотря на простоту схемного решения, воплощение в жизнь проходило как ни когда с проблемами. Относительно большие токи, значительная рассеиваемая мощность на элементах, постоянно требовало вносить коррективы в проект. Вначале планировалось выполнить блок питания на одном кенотроне 5Ц3С.
Но из-за огромного падения напряжения и предельного режима работы лампы пришлось отказаться от такого могучего кенотрона. Пришлось применить два (в параллель) 5Ц4С. Но как говорится, что не делается все к лучшему. 5Ц4С позволяет подачу анодного напряжения без предварительного прогрева, что позволило отказаться от схемы задержки или дополнительного выключателя анодного напряжения. Расчетная мощность катодных резисторов 6Вт так же не выдерживала теплового режима.
Пришлось применить остеклованные 25Вт.
Но загадочней всего была работа силового трансформатора ТС-180. При оптимальных токах и нагрузках его нагрев был предельный. Предвкушая, советы и предположения скажу, что варианты были опробованы практически все, от замены магнитопровода до перемотки. Потребляемый ток под нагрузкой 0,8А по этикетке 0,85А нагрев предельный – мистика! Меняем конструктив ставим вентилятор. Все в норме, даже оригинально.

Но что это мы о грустном. Главное схема работает, практически без наладки выдает заявленные параметры. Элементарнее соблюдение правил монтажа, фон наводки отсутствуют.
Впервые применил гибридный монтаж – основные элементы расположены на планке выполненной печатным способом, а соединения с панельками навесными проводниками. По честному, классический навесной монтаж проще и менее проблематичней.
Ну и как обычно задержка с дизайном и изготовлением корпуса.
Моточные данные и топологию намотки прилагаю.


Вечерний сюжет.

Rн………………………..4Ом; 8Ом
Fн — Fв без ООС……….. 15Гц – 18кГц
Fн — Fв с ООС………… 15Гц – 35кГц
Кг без ООС……………… 0,5%
Кг с ООС……………… 0,25%
Uвх без ООС…………….. 300 мВ
Uвх с ООС…………….… 800 мВЛогическим завершением конструкции является субъективная оценка качества звучания.
Аппарат незамедлительно был доставлен к спецам. „Корифеи“, как и следовало ожидать вначале, раздолбали как дизайн так и конструктив (ну на то они и „корифеи“). То железа пожалел то вентилятор надо ставить не меньше как за 10$, ну понятно я к этому уже отношусь спокойно. Ну наконец усилитель заиграл. По отвлеченным дифирамбам о триодном звуке я понял, усилитель удался. Особенно впечатляет звучание без ООС, поражает динамика звука. С ООС звук более ровный, но создается впечатление некоторой зажатости (по ламповым меркам).
Повторяясь скажу, большое значение имеет качество фонограммы. Особое наслаждение доставляет прослушивание оригинальных CD с глубоким динамическим диапазоном – джаз, рок. Как не банально звучание «Abbey Road» Beatles навеяло столько ностальгически чувств описать трудно. К сожалению не удалось послушать на раритетной акустике (ушли к новому хозяину) открытого типа (аналог акустики „Симфония 2») без всяких фазоинверторов и мешков с ватой на динамики 6ГД2. По мнению спецов такой дуэт дал бы незабываемый звук.
В заключении вердикт: «SPRING» — усилитель достойный повторения.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌻 Халва для своих! +1800.00₽ для новичка на Aliexpress
Камрад, регистрируйся на Али по этой нашей ссылке. Ты получишь купон на 1800.00₽ на первый заказ. Не тяни, время действия купона ограничено.
🌼 Полезные и проверенные железяки — можно брать!
Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Юрий (ogmetr)
Украина, Новая Каховка, Херсонская обл.
Собираю ламповые аппараты.
Ламповый буфер-предусилитель на лампах 6Н3 (6Н3П)
Продолжаем обзор китайской ламповой аудиотехники.Рассмотрим в обзоре предусилитель-буфер на лампах 6N3 (6Н3П).
Зачем нужны предусилитили аудиосигнала?
1. Усилить сигнал (по напряжению), чтобы громче играло. До уровня напряжения сигнала, который раскачать усилитель мощности.
2. Усилить сигнал по току (напряжение при этом не сильно меняется, может быть даже меньше исходного сигнала).Используется для «прокачки» маломощных источников типа ЦАП (DAC), зв. карт, сотовых телефонов и прочее на усилки мощности или на высокоомные наушники. Результат работы усилка-буфера — сигнал будет звучать более детально.
3. Уменьшение искажений. Кажется странным, что добавление еще одного каскада может уменьшить искажения. Иначе бы все схемы усилителей состояли из одного транзистора (лампы, микросхемы). Тут все зависит от источника сигнала и вх. сопротивление приемника сигнала (заметим, на зв.частотах). Идеальное соотношение — сопротивление на выходе источника сигнала и высокое (в несколько раз или порядков раз) на входе УНЧ дает самое лучшее качество передачи сигнала без искажений. В реальной жизни такое далеко не всегда. Несогласование входных-выходных сопротивлений приводит к росту искажений. Для решения этой проблемы появляется еще один каскад-буфер. Такой каскад усиления имеет очень низкое выходное сопротивление. Его задача — согласование: источник-усилитель сигнала.
4. Коммутация, регулировка тембра, «улучшатели» звука, зв. процессоры и прочее встраивают обычно в предусилки.
В нашем случае — простой предусилок на лампах. П 4. отсутствует. П 1 работает только в случае нагрузки, сопротивлением больше 200 Ом. П2 и П3 работают отлично.
Перейдем к обзору этого аппарата.
Просил на обзор это усилок еще в мае 2016. Сколько стоил усилок тогда — я не помню. Выставил актуальную на данный момент цену в этом магазине. Согласились прислать в ноябре.Выслали 15 декабря 2016. А пришла посылка 13 янв. 2017 г.
Пришла посылка в серьезной упаковку — пупырка, лампы, трансформатор питания отдельно упакованы и прочее.
Лампы. Звездочка на двойных триодах 6N3. Возможно военная (китайская приемка)?
Размеры платы (с установленными лампами):
Трансформатор питания:
«Ушки» крепления транса были изогнуты как-то не так.Выровнял с помощью плоскогубцев и отвертки.
Первичная обмотка у меня только одна на 220 В (красная). Обещали еще на 110 В. Ну ладно. Пока не актуально.
Вторичные синяя — 170 В, белая — 6.3 В. Можно все три обмотки проверить тестером. Обмотка с самым большим сопротивлением — первичная (220 В), вторая (170 В) — анодное напряжение, с самым низким сопротивлением — накал ламп. Я для верности подключил транс к 220 В сети (через предохранитель на 1 А) и проверил тестером напряжение на вторичных обмотках.
Отключив от сети, вставляем в панельки две лампы и подключаем усилитель к трансформатору питания. На усилке все обозначено. Зажимы на плате отличные. Все достаточно массив. Но при анодном напряжении под 200 В лучше не лезть лишний раз в работающий усилитель пальцем.
Дурацкой подсветки электронными лампами светодиодами в моем экземпляре нету (но место под распайку есть :-). Подсветка — только естественная 🙂
Используем как предусилитель-буфер
Подключаем к источнику сигнала и усилителя мощности.На верхней стороне усилка все обозначено, куда подключать.
У меня так подключено: комп (Flac) -> DAC Constantine + (Philips TDA 1545A + Analog Devices 826 opamp) по USB подключено -> пред сабж -> усилок Pioneer A-777 -> колонки полочные Mission M51. Пара усилок + АС дают нейтральный звук.
По типантам слушанья. Слушать только после прогрева ламп. Минут через 20 после включения. Иначе «песок» из колонок играет. Регулятор громкости — нормальный. Т.е. не трещит, при минимальной громкости не слышен звук, с балансом все ок, треска при вращении ручки нету.Удивительно, плюс аппарату однозначно. Обычно переменники китайские в регулировании звука косячные стоят.
Добавление аппарата обзора в звуковой тракт- звук стал более насыщенным, высокие частоты стали звучать четче, четки и щетки по барабанам звучат четко. Ламповой теплоты нет. Бубнежа нет. Фоновых шумов, наводок и прочих нехороших звуков нет. Транс такая конструкция тоже на усилок наводок не делает и не «гудит» .Через минут 20 после включения транс нагревается градусов до 30.Тепленький такой и работает. Звук чуть-чуть «мягче» стал. Бас стал более четко выраженным и, как сказать, — бархатным :-). Гитарные соло — все ок. Это первый ламповый китайский аппарат, после включения которого можно нормально слушать тяжмет (и все остальное). Слушал свои стандартные тестовые диски — Gamma Ray (Land of the Free II) и Blackmore’s Night (Под фиолетовой луной). Все отлично играет. Интереснее, чем без этой штуки.
При невысоком уровне громкости (ночью музыку через колонки слушаем) предусилок тоже дает отличный результат.
Потом послушал потяжелее — Амон Амарт (Йомсвикинг) — то же все отлично.
Еще Веру Брежневу послушал из языка про знание пароля — тоже ок 😉
Вот такие выводы от прослушивания.
Использование как усилителя для наушников
Наушники должны быть сопротивлением от 200 Ом. Иначе усиления громкости звука не будет. Чем больше сопротивление наушников — тем больше усиление звука. У меня мониторные Beyerdynamic DT 990 Pro 250 Ом.Тракт — комп (Flac) -> DAC Constantine + (Philips TDA 1545A + Analog Devices 826 opamp) по USB подключено -> пред сабж -> Beyerdynamic DT 990 Pro. Усиления по громкости почти нету. Комфортно слушать на половине регулятора громкости сабжа. Результаты звука — такие же, как и при подключения большого усилка. Только звук чуток «жесте» (особенность наушников — они «жесткие»).
Выводы
Звук этого усилка мне очень понравился. Буду как пред использовать или усилок для наушников.Нужно будет его в норм. корпус помещ.
Могу рекомендовать это усилок как пред к усилкам на микросхемах TDA2030 / TDA2050 / LM1875T, LM3886, усилкам D-класса. Звук будет приятнее на слух, чем без этого преда.
На этом заканчиваю обычную часть обзора.
Техническая часть обзора
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
.Китайское чудо. Предусилитель на 6Н3П. Буфер Matisse 6N3
Недавно я приобрел на e-Bae уже собранную платку в комплекте с трансформатором
http://www.ebay.com/itm/High-quality-Buffer-6N3-Tube-Preamp-AMP-Matisse-Kit-220v-transformer-/251012563071?pt=Vintage_Electronics_R2&hash=item3a7183c07f
так что осталось только все соединить и можно слушать. Лампы в комплекте были 6N3 китайские, я их и оставил. Чтобы эксперимент был чистым, я не стал сначала расшифровывать схему, а сначала прослушал.Оконечный усилитель — американский ламповый EL34 Dynaco ST-70 (улучшенный VTA плата 12AT7). Сигнал подавался с СД плейера Денон. Колонки — ОЯ с широкополосником от L.Chao. Все звучит просто отлично, особенно точу точную передачу нюансов на малой. Слушал фортепьянные произведения Шопена, Бетховена, потом для разнообразия поставил l’Animale А.Челентано. Тональный баланс — безупречно во всем диапазоне, эмоционально — точно и увлекательно. В общем, понравилось настолько, что сразу решил поделиться с моими читателями — очень рекомендую (не Челентано, конечно — предусилитель!) В заключение — схема.Только не падайте в обморок! Два банальных каскада с общим катодом. А сколько межкаскадных конденсаторов! Ну — и в довершение — еще и ООС!
Это еще один перл в моей копилку примеров разрушения мифов и примеров того, как грамотным подбором из простых деталей является хай-энд (ну, или хотя бы хай-фай… ..).
Если бы эту схему показать апологету современного подхода к аудиосхематике, то он бы сделал следующие «улучшения» — сопротивление R1 увеличилось до 470 К, сопротивление R2 уменьшил бы до 10 — 30 К, ООС вообще бы убрал, вторую половинку лампы включил бы катодным повторителем убрав бы при этом межкаскадный конденсатор С2, и, в довершение, вместо 0,47 мкф на выходе поставил бы 4.7 мкф. Ну, и регулятор громкости — конечно, на вход. И получил бы очередной экземпляр современных «шедевров», которые при убаюкивающе высоких электрических параметрах дают как правило, скучный безжизненный звук (правда, со всеми там высокими — низкими, динамикой, напором, детальностью и т.п. эпитетами), и скорее всего, с плоской сценой. В свое время я сам наклепал таких «шедевров» немало, и все удивлялся, а где же этот хайэндовский звук ??? А он не там, где его ищут некоторые сторонники следования букве теории.Он с теми, кто ушам доверяет больше, чем приборам.
.25-ваттный бестрансформаторный ламповый усилитель на 6С33С (OTL)
Если вы потратили круглую сумму на 5 метров экзотического колоночного кабеля, Вы задумывались о пятистах стандартных проводах в выходных трансформаторах вашего лампового усилителя?
Выходные трансформаторы — это дорогие компоненты со сложной намоткой, чтобы работать должным образом на высоких частотах. Они являются главными виновниками мягкого баса в ламповых усилителях. Основными причинами этого являются перенасыщение магнитопровода на низких частотах.Кроме того, из-за сопротивления обмотки теряется около 10% выходной мощности. Альтернативой является бестрансформаторный выход — OTL (выходной трансформатор Less).
Принцип работы
Описываемая схема OTL предлагает несколько решений. Во-первых, в целях защиты динамиков в случае неисправности ей необходимо естественное ограничение тока без использования цепей защиты. Во-вторых, проблема в том, как реализовать симметричный выходной каскад, когда лампы не имеют NPN и PNP структуры как транзисторы.
Одним из вариантов был цирклотрон «circlotron», изобретенный Сесил Холлом в 1951 году, но, который, однако, препятствует использованию естественного ограничения тока и вынуждает использовать очень сложную конфигурацию блока питания. Вместо этого бюджетная схема с некомплементарным выходным каскадом с использованием комбинированной обратной связи. Была достигнута хорошая симметрия и низкий уровень гармоник. Такая конфигурация имеет больше общей со схемой Futterman, за исключением того, что пара пентодов используется для драйверного каскада вместо разделителя фазы.Пентоды по сравнению с триодами прошли достаточный ток и усиление.
Общей целью проекта было иметь простую схему, как можно с минимальным набором компонентов на пути сигнала, а также двухтактный принцип работы. Двухтактный каскад не только уменьшает гармонические искажения, но и большое уменьшение пульсаций питания. Получилась стабильная, надежная конструкция, которая не нуждается в постоянной регулировке. Для этой подключенной цепи обратной связи постоянного тока, после инициирующей установки напряжение с силой в пределах 20 мВ.Последующая корректировка может потребоваться в течение долгого времени, даже после замены ламп.
Я знаю, что обратная связь — спорный вопрос и многие считают, что она должна быть нулевой. Эта конструкция может привести к звуковому шуму и выходному сопротивлению 8Ω, может серьезно повлиять на тональный баланс акустических систем. Поэтому было решено применить самое обычное сопротивление для обычных ламповых усилителей и снизить выходное сопротивление до 0.4Ω для хорошо контроля баса. Тем не менее, преимущество самодельного усилителя (англ. DIY, D.I.Y .; ди ай уай, от англ. Do It Yourself — «сделай это сам») является то, что вы можете настроить обратную связь в соответствии с вашим собственным вкусом. Простейший способ уменьшить обратную связь до 11 — это убрать конденсаторы между первой и второй ступенями.
Наконец, для того, чтобы «раскачать» нормальную акустику было решено, что нужна мощность не менее 20 Вт. Очевидный выбор ламп выпал на Российский 6C33C триод, потому что одна пара может выдать 2,5А тока на 8-омную нагрузку при умеренном питании 150В.Это позволяет получить 25 Вт на нагрузку 8 Ом или 40 Вт на нагрузку 16 Ом. Если вы можете увеличить нагрузку от 40 до 100Ω, то вы можете легко получить 50 Вт мощности в классе А. Измерения показали, что искажение с включенной обратной связью были меньше, чем у генератора сигналов. Это дало 0,14% THD при 2W с 8Ω нагрузкой без обратной связи, или 0,007% 26дБ с обратной связью.
Конструкция и детали.
Сигнал с входного гнезда SK1 подается на сетку лампы V1A через регулятор громкости RV1, C1 и R1.Включение обратной связи обеспечивается резисторами R1 и R3, которые смешивают сигнал выхода и входа. Глубина обратной связи составляет около 29 и может быть изменена отношением R3 / R1. Другими словами, при входном напряжении 500 мВ получаем 25 Вт на нагрузке 8Ω. Когда RV1 установлен на максимум, входное сопротивление составляет около 26к (RV1 параллельно с R1). Конденсатор C1 используется для максимальной обратной связи по постоянному напряжению. При отсутствии ущерба, на сетке V1A присутствует тот же потенциал, что и на V1b через R4.Тем не менее, небольшая разность напряжений на катодах каждой лампы, из-за неидеальной схожести, может к напряжению на управляющей сетке V1A. Это сразу же отображается на нагрузке в виде постоянного напряжения, потому что 100% обратная связь по постоянному току, через R3, сохраняется входное и выходное равными. Триммером RV2 можно добиться нулевого смещения на выходе.
Неоновая лампа Н1 служит для ограничения напряжения подогреватель-катод на обеих половинах V1 до 65 В во время прогрева.Она не светится при нормальной работе. Симметричные выходы входного каскада соединены с управляющими сетками V2 и V3 конденсаторами C3 и C4. Существуют также частичные связи постоянного тока через сопротивления R8 и R9. Драйверный каскад образуют лампы V2 и V3 и связанные с ними компоненты. Выходы этого каскада напрямую связаны с сетками V4 и V5, которые образуют выходной каскад. Триммер RV3 позволяет скорректировать напряжение на сетках V4 и V5, тем самым установить ток выходного каскада. Выбор тока покоя предполагает компромисс между сроком жизни ламп и искажениями.
В теории, можно увеличить ток покоя выходных ламп максимально до 400 мА, после чего их аноды будут рассеивать 60 Вт. Это даст низкие искажения, но снизит срок службы. Тем не менее, можно гораздо более длительного использования трубки с более низким током покоя, скажем, 200 мА. Это также уменьшит количество тепла, вырабатываемого усилителя! В драйвере были выбраны пентоды, потому что они могут прокачать большее напряжение, чем триоды, а также потому, что они обладают лучшими токовыми характеристиками.Последнее обеспечивает симметрию в выходном каскаде. Еще одним преимуществом является фактическое отсутствие эффекта Миллера, между емкостью и управляющей сеткой, в связи с наличием экранной сетки. Это увеличивает пропускную способность каскада и устраняет необходимость в компенсации частотных составляющих для того, чтобы усилитель оставался стабильным, когда применяется обратная связь. Единственным недостатком является то, что они производят больше гармонических искажений нечетного порядка, чем триоды.Тем не менее, EF86 (советский аналог 6Ж32П) были разработаны для аудио. EF86 был очень успешно использован в драйвере знаменитого усилителя Quad II.
V4 является катодным повторителем. Это означает 100% отрицательную связь между катодом и сеткой, в результате которого происходит единичное снижение и выходного импеданса.
V5 является анодным повторителем и для того, чтобы иметь тот же коэффициент усиления и выходное сопротивление, как V4, он должен иметь 100% отрицательную обратную связь между анодом и сеткой.Это обеспечивает связь с помощью драйвера тока, которая по определению, имеет очень высокое сопротивление источника, которое не ослабляет обратную силу, которая образована через R13. Хотя постоянное напряжение на анодах V2 и V3 отличается, это действительно не оказывает большого значения на режимы работы пентодов.
R15 обеспечивает привязку управляющей сетки V1A к общему проводу во время разогрева усилителя, в случае отсутствия подключенных громкоговорителей.
Газоразрядный предохранитель N2 гарантирует, что выходное напряжение остается в пределах безопасных значений при любых условиях.Если выходное напряжение превышает 90 В, он срабатывает, самое высокое выходное напряжение до безопасного.
ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ
Хотя блок питания достаточно обычного и мало нуждается в описании, есть несколько моментов, которые нужно отметить: в случае неисправности, заставляет защелку выходной каскад либо вверх или вниз, R33 предоставляет средства ограничения тока через выходную стадию и громкоговоритель. Если его было слишком малым, трубка вывода или громкоговорителя были повреждены.Если его значение было слишком высоким, небольшое напряжение с помощью громкоговорителя может вызвать значительный дисбаланс в напряжении питания HT2 и HT4. Предохранители FS1 и FS2, сработают в маловероятном случае, если обе лампы драйверного каскада, V2 и V3, не работают (или не подключены), тем самым вызывая чрезмерный ток через обе лампы выхода V4 и V5. В теории, только один предохранитель необходим, но здесь два включены для того, чтобы на любые неполадки они реагировали симметрично.
Улучшение этой конструкции возможно, если для нагревателей V1 использовать постоянный ток и включить схему таймера задержки, чтобы напряжение HT2 HT4 подавалось только тогда, когда все лампы уже разогреты.
Выбор сглаживающих конденсаторов C8-C15 важен, потому что они определенно находятся на пути прохождения сигнала между выходными лампами и громкоговорителем, и поэтому должны быть хорошего качества. Они должны быть свободны от внутренней вибрации, а это значит, что они не должны «петь». Во время прогрева многих высокое высокое напряжение, поэтому резисторы должны иметь соответствующую мощность.
2-х ватные резисторы могут выдерживать 500 В постоянного напряжения. Кроме того, они хорошо звучат, обладают высоким тепловым шумом 1 мкВ / V и низким температурным коэффициентом 50 ppm / ° C.Рекомендуется использовать большее шасси, чем 12 «× 9 ″ × 3» которое было использовано. Усилитель производит довольно много тепла, и в идеале лампы должны иметь больше пространства вокруг себя для циркуляции воздуха. Также должна быть хорошая вентиляция под шасси.
Включение и наладка усилителя
Перед первым включением убедитесь, что Триммер RV2 находится примерно в положении
и что RV3 установлено на минимальное сопротивление.
Вращая RV3, увеличиваем ток покоя с нуля до желаемой величины (автор поставил его на 200 мА), контролируем его амперметром M1. Во время нормальной работы M1 ужасается, это не индикатор уровня! Тем не менее, отрадно иметь его на лицевой панели как раннее предупреждение на случай, если что-то пойдет не так.
После 20 минут прогрева подкорректируйте RV3 в случае необходимости. Затем подключите милливольтметр к выходным терминалам и настройте RV2 для получения нулевого значения. Всегда это нужно делать с выкрученной громкостью до минимума или при замкнутом входном разъеме.
Когда усилитель работает, никогда не включайте его сразу же после выключения, есть вероятность сжечь предохранители.
Использованные источники
1. Холл К., «Параллельно-оппозитные усилители мощности»
Патент США 2,705,265, 7 июня 1951 г.
2. Дж. Футтерман, «Бестрансформаторный усилитель с практическим выходом
», J. Audio Eng.
Soc., (Октябрь 1956 г.).
3. Страница истории Circlotron http: // circlotron.
tripod.com/.
Список необходимых компонентов показан в таблице.
C1, C2 ……………… Конденсатор, 1 мкФ 450 В полипропилен Ansar
C3, C4 ……………… Конденсатор, 0,1 мкФ полипропилен 630 В
Ansar
C5 ……………………. Конденсатор, 10 мкФ 250 В электролитический
C6, C7, C18 ……… .конденсатор, 100 мкФ, 250 В, электролитический
C8, C9, C10-15…., конденсатор, 6800 мкФ, 63 В, электролитический, Elna
«tonerex» или Samwha «для аудио»
C16, C17, C19… Конденсатор, 100 мкФ, 500 В, электролитический
D1, D2, D3, D4… Диод (быстрое восстановление), FR605G 6A 600 В
D5, D6 …………… .. Диод, 1N4006 1A 800V
FS1, FS2 …………..Предохранитель и патрон, 3,15 А, 20 мм
M1 …………………… Амперметр, 0–1 А постоянного тока
N1 …………………… Неоновая лампа с проводом на конце, T2
N2 ………………… … ..Газоразрядная трубка (GDT), искровой выключатель 90 В постоянного тока
N3 …………………… Неоновый индикатор, монтаж на панели
PL1 ………………… .. Вилка, шасси IEC
R1, R2 ……… ……… Резистор, 34 кОм 0,1% 0,25 Вт прецизионный металлический
пленочный Welwyn
R3, R4 …………… ..Резистор, 1 МОм 0,1% 0,25 Вт прецизионный металлический
пленочный Welwyn
R5, R6 …………… ..Резистор , 100k 0,1% 0,25W precision
металлопленка Welwyn
R7 …………………… .Резистор, 470k 1% 2W 500V металлическая пленка
Maplin
R8, R9 ……………..Резистор, 4M7, 5% 0,5Вт, 3,5кВ, металлическая пленка
Vishay (соответствие пар с точностью до 1%)
R10, R11 ………… ..Резистор, 1M, 1%, 2Вт, 500В, металлическая пленка
Maplin
R12, R13, R15… ..Резистор, 100k 1% 2W 500V металлопленочный
Maplin
R14 ………………… ..Резистор, 15k 5% 0,5W металлопленочный
R16 ………………… ..Resistor, 10k 5% 0,5 W углеродная пленка
R17-20 ……………… Резистор, 47R 5% углеродная пленка 0,5 Вт
R21, R22 ………… .. Резистор, 1k 5% углеродная пленка 0,5 Вт
R23-30 …………… ..Резистор, углеродная пленка 10к 5% 0,5Вт
R31, R32 ………… ..Резистор, 1 кОм, 5%, углеродная пленка, 1 Вт
R33 ………………… .Резистор, 1 кОм, 5%, 10 Вт с проволочной обмоткой
Welwyn
RV1 ………………… ..Резистор, переменный 100 кОм
RV2 …………… …… ..Резистор, подстроечный резистор 1к, 20 витков кермета 1Вт
Spectrol + адаптер для панельного монтажа 32 мм
RV3 ………………… ..Резистор, подстроечный резистор 10 кОм, 20 витков кермет 1 Вт
Spectrol + адаптер для панельного монтажа 32 мм
S1… ………………… .Выключатель, двухполюсный, одинарный, 250 В
AC 5A
SK1 ………………… .Розетка, фонокорректор
SK2 ………………… .Клеммы (закрытые) для кабеля динамика
Т1 …………………….Сетевой трансформатор, 6В + 6В, 15ВА
T2 ………………………. Сетевой трансформатор, 12В + 12В 225ВА
T3 ……………………. Сетевой трансформатор, 120В + 120В 625ВА
V1 …………… ………. Трубка, ECC83 + гнездо B9A
V2, V3 ……………… Трубка, EF86 (согласованная пара) + гнездо B9A
V4, V5 ……………… Трубка, 6C33C (согласованная пара) + гнездо
Chelmer
Шасси …………… .Сталь, 17 ″ × 10 ″ × 3 ″ Hammond
audioXpress Февраль 2010 Тим Меллоу
Схема БП с уменьшенным количеством конденсаторов.


6С33С-В Светлана Параметры и характеристики
.