qth.kz — Курс по Sprint Layout 6. Часть 2
Функции рисования
В первой части курса Sprint Layout мы познакомились с интерфейсом программы. Вторую часть курса начнем с того, что рассмотрим какие же функции предоставляет программа для рисования плат.
Все элементы расположены на панели слева.
Рассмотрим их.
Курсор
Горячая клавиша «Esc».
Инструмент «по-умолчанию». Используется для выбора элементов на рабочем поле. Сброс любого инструмента в «Курсор» производится нажатием на правую кнопку мыши.
Масштаб
Горячая клавиша «Z».
Курсор принимает вид лупы. Нажатием на левую кнопку мыши на рабочем поле происходит увеличение масштаба платы, на правую — уменьшение.
Также с зажатой левой кнопкой мыши можно выбрать участок платы, который необходимо увеличить.
Дорожка
Горячая клавиша «L».
Инструмент для рисования дорожки заданной ширины. Значение ширины (в мм) задается перед началом рисованием в специальном поле ниже:
Кнопка слева открывает подменю часто используемых, так называемых «любимых» ширин дорожек. Можно добавить новое значение или удалить существующее:
Примечание — Пункт добавления нового значения становится активным лишь в случае, если текущего значения ширины дорожки нет в списке.
После установки ширины, выбрав инструмент «Дорожка», можно приступать непосредственно к рисованию дорожки. Для этого в рабочем поле следует выбрать точку, откуда будет начинаться линия, щелкнуть левой кнопкой мыши и вести линию в точку, где она должна заканчиваться.
Вид изгиба дорожки перебирается нажатием клавиши «Пробел». Доступны пять вариантов:
При нажатии клавиши «Пробел» с зажатой клавишей «Shift» перебор осуществляется в обратном порядке.
В процессе рисования можно при необходимости фиксировать линию нажатием на левую кнопку мыши, формируя тем самым необходимую форму дорожки.
Значение длины отображается для последних не зафиксированных сегментов.
Зажав клавишу «Shift» можно временно сделать шаг сетки в два раза меньше, а зажав «Ctrl» — отключить привязку курсора к сетке.
Зафиксировав последнюю точку дорожки, можно закончить рисование дорожки нажав на правую кнопку мыши. Дорожка завершается и курсор готов к рисованию следующей дорожки.
При выборе нарисованной линии она подсвечивается розовым цветом и панель свойств меняет вид, отображая параметры дорожки:
В этой панели можно изменить значение ширины линии, посмотреть ее длину, количество узлов и подсчитанный максимально допустимый ток.
Примечание — Параметры расчета (толщина слоя меди и температура) настраиваются в разделе «Imax» основных настроек программы (см. первую часть цикла).
Синими кругами отображены узлы дорожки. А еще в середине каждого сегмента дорожки видны синие окружности — так называемые виртуальные узлы. Потянув за них курсором мыши можно превратить их в полноценный узел. Обратите внимание, что в процессе редактирования один сегмент подсвечивается зеленым цветом, а другой — красный. Зеленый цвет означает то, что сегмент расположен горизонтально, вертикально или под углом 45°.
Концы дорожек по умолчанию круглые, но на панели свойств имеются две кнопки, делающие их прямоугольными (обратите внимание на левый конец дорожки).
Если одна трасса представлена на плате двумя раздельными дорожками и их конечные узлы расположены в одной точке, то дорожки можно соединить.
Для этого следует щелкнуть правой кнопкой мыши по конечному узлу и выбрать в контекстном меню пункт «Соединить линию». Трасса станет цельной.
Галочка «Негативно» формирует из дорожки вырез на полигоне Авто-земли:
Контакт
Горячая клавиша «P».
Инструмент создания контактных площадок для выводов компонентов. Нажатием на маленький треугольник слева открывается меню контактов, где можно выбрать необходимую форму контакта:
Пункт «С металлизацией» делает контактную площадку на всех слоях меди, а отверстие металлизированным. При этом цвет контакта с металлизированным отверстием отличается от не металлизированных (обратите внимание на круглый голубой контакт). Горячая клавиша F12 включает/отключает металлизацию у любого выбранного контакта.
Формы контактных площадок не ограничиваются этим списком — их можно сделать любой формы. Для этого необходимо разместить обычный контакт (1), а вокруг него нарисовать площадку нужной формы (2). Причем следует не забывать о маске — необходимо вручную открыть от нее весь контакт (3) (о маске см. ниже).
Как и у инструмента «Дорожка» у данного инструмента внизу есть свои настройки:
Верхнее поле задает диаметр контактной площадки, нижнее — диаметр отверстия. Кнопка слева открывает подменю часто используемых размеров контактов. Можно добавить новое значение или удалить существующее:
Задав необходимые значения, выбираем инструмент «Контакт» и левым щелчком мыши выполняем размещение контакта в нужной точке рабочего поля.
Параметры любого выбранного контакта (или группы контактов) всегда можно изменить на панели свойств:
Последний пункт с галочкой включается термобарьер у контакта. Подробнее рассмотрим эту функцию в следующей части курса.
Если контактная площадка не имеет гарантийного пояска, т.е. диаметр отверстия равен диаметру контактной площадки, то она отображается следующим образом:
SMD-контакт
Горячая клавиша «S».
Инструмент создания прямоугольных контактов для компонентов поверхностного монтажа. Настройки:
Справа поля для ввода значений ширины и высоты контакта. Под ними кнопка смены значений в этих двух полях. Кнопка слева открывает подменю часто используемых размеров контактов.
Задав необходимые размеры и выбрав данный инструмент, контакт можно размещать на рабочем поле:
Для SMD-контакта также доступна функция термобарьера на панели свойств, с тем лишь отличием, что настраивается она только на одном слое.
Круг/Дуга
Горячая клавиша «R».
Примитивы — окружность, круг, дуга.
Выбираем точку размещения и зажав левую кнопку мыши двигаем курсор в сторону, задавая тем самым диаметр окружности.
Заметьте, что панель свойств в процессе рисования содержит информацию о создаваемой окружности. Отпустив левую кнопку мыши, мы завершим создание окружности. Выделив ее инструментом «Курсор» мы сможем редактировать свойства окружности в панели свойств — в частности задать координаты центра, ширину линии и диаметр, а также углы начальной и конечной точек, если хотим превратить окружность в дугу.
Превратить окружность в дугу также можно потянув курсором за единственный имеющийся на окружности узел:
Галочка «С заливкой» делает из окружности круг, заливая внутреннюю область, а «Негативно» по аналогии с дорожкой превращает элемент в вырез на полигоне Авто-земли.
Полигон
Горячая клавиша «F».
Инструмент создания участков любой формы. Рисование происходит дорожкой с заданной шириной:
После завершения полигон отображается с заливкой и, при его выборе, возможно редактирование узлов (так же как в инструменте «дорожка»):
Панель свойств содержит еще некоторые настройки:
Можно изменить ширину линии контура, увидеть количество узлов, сделать из полигона вырез на заливке Авто-земли (галочка «Негативно»), а также изменить вид заливки полигона со сплошного на сетчатый.
Толщину линий сетки можно оставить как у контура полигона, либо задать свое значение.
Текст
Горячая клавиша «T».
Инструмент создания текстовых надписей. При его выборе открывается окно настроек:
- Текст — поле ввода необходимого текста;
- Высота — высота строки текста;
- Толщина — три различных вида толщины текста;
- Стиль — стиль текста;
- Поворот на — повернуть текст на определенный угол;
- Зеркально по — отразить текст по вертикали или горизонтали;
- Автоматически — дополнительно добавлять номер после текста, начиная с определенного значения.
Три вида толщины текста и три вида стиля дают девять вариантов начертания (правда некоторые получаются одинаковыми):
Примечание — По умолчанию минимально возможная толщина текста ограничена на уровне 0,15 мм. Если толщина получается слишком маленькой, то высота текста автоматически увеличивается. Это ограничение можно отключить в меню настроек программы (см. первую часть цикла).
Прямоугольник
Горячая клавиша «Q».
Инструмент создания прямоугольного контура или прямоугольного полигона. Для рисования следует щелкнуть левой кнопкой мыши в рабочем поле и, не отпуская, вести курсор в сторону, задавая форму прямоугольника.
Создание прямоугольника завершится после того как кнопка будет отпущена.
Как я уже сказал, доступны два вида прямоугольников — в виде контура из дорожек и с заливкой.
Причем прямоугольник в виде контура есть ни что иное как обыкновенная дорожка, проложенная в форме прямоугольника, а прямоугольник с заливкой — полигон. Т.е. после создания редактировать их можно как дорожку и полигон соответственно.
Фигура
Горячая клавиша «N».
Инструмент создания специальных фигур.
Первый вид фигуры — правильный многоугольник:
Доступны настройки биссектрисы — расстояния от центра до вершин, ширины дорожки, количества вершин, угла поворота.
Галочка «Вершина» соединяет противоположные вершины между собой (средний рисунок), «Залить» — закрашивает внутреннее пространство фигуры (правый рисунок):
Следует отметить, что в результате получаются элементы состоящие из дорожек и полигона. Поэтому и редактируются они соответствующим образом.
Второй вид фигуры — спираль:
Задав параметры, можно создать круглую или квадратную спираль:
Круглая спираль состоит из четвертинок окружностей различных диаметров, а прямоугольная спираль — дорожка.
Третий вид фигуры — форма:
Настройки позволяют задать количество строк и столбцов, вид нумерации ее расположение и общие размеры формы. Результат:
Форма также состоит из более простых примитивов — дорожка и текст.
Маска
Горячая клавиша «O».
Инструмент для работы с паяльной маской. При его использовании плата меняет расцветку:
Белый цвет элементов означает, что участок будет открыт от маски. По умолчанию от маски открыты только контактные площадки. Но нажатие левой кнопкой мыши по любому элементу текущего слоя меди открывает его от маски (на рисунке я открыл от маски дорожку в центре рисунка). Повторное нажатие обратно закрывает.
Связи
Горячая клавиша «C».
Инструмент позволяет установить виртуальную связь, не разрывающуюся при перемещении или повороте компонентов, между любыми контактами на плате.
Для удаления связи нужно щелкнуть по ней левой кнопкой мыши при активном инструменте «Связь».
Автотрасса
Горячая клавиша «A».
Примитивный автотрассировщик. Позволяет трассировать расставленные «Связи».
Для этого следует задать параметры трассировки (ширину дорожки и зазор) и, наведя курсор на связь (она подсветится), щелкнуть левой кнопкой мыши. Если возможность прокладки трассы с заданными параметрами имеется, то она будет проложена:
При этом автоматически проложенная трасса будет отображаться с серой линией по центру дорожки. Это позволяет отличить их от трасс, проложенных вручную.
Повторный щелчок левой кнопкой мыши при активном инструменте «Автотрасса» по автоматически разведенной трассе удаляет ее и возвращает связь контактов.
Контроль
Горячая клавиша «X».
Инструмент позволяет увидеть разведенную цепь целиком, подсветив ее:
Примечание — в первой части курса я описывал настройку вида этой подсветки: мигающий/не мигающий Тест-режим.
Измеритель
Горячая клавиша «M».
Зажатой левой кнопкой мыши выделяется прямоугольная область, а в специальном окне отображаются текущие координаты курсора, изменение координат по двум осям и расстояние между начальной и конечной точкой выделения, угол наклона диагонали прямоугольника выделения.
Фотовид
Горячая клавиша «V».
Удобный инструмент, позволяющий посмотреть как будет выглядеть плата после изготовления:
Переключатель «Верх/Низ» меняет сторону платы для отображения.
Примечание — Нижний слой при отображении зеркалится по сравнению с отображением при трассировке. Инструмент «Фотовид» работает аналогично тому, что если бы Вы крутили в руках готовую плату.
Галочка «С компонентами» включает отображение слоя маркировки, а галочка «Полупрозрачный» делает плату полупрозрачной — сквозь нее просвечивает нижний слой:
Два выпадающих меню — «Плата» и «Паяльная маска» меняют цвет маски и цвет непокрытых маской контактов:
Примечание — Пункт «—» отображает контакты в виде покрытых маской.
Макросы
Макрос — это сохраненный участок платы, готовый к дальнейшему повторному использованию. В Sprint Layout в виде макросов организована библиотека посадочных мест компонентов.
После запуска программы по умолчанию справа открыта панель макросов. Открытием/закрытием этой панели управляет кнопка на панели инструментов в правой части окна:
Пока эта библиотека пуста.
Для подключения скачанного набора макросов достаточно его распаковать и поместить в папку, указанную в настройках SL6 (см. первую часть цикла):
После этого программа, просканировав эту папку во время следующего запуска, отобразит макросы на панели:
Для удаления макроса из библиотеки достаточно его выбрать в дереве библиотеки и нажать на значок корзины рядом с кнопкой сохранения.
Чтобы отредактировать макрос, нужно вытащить его на рабочее поле, провести необходимые изменения и, выделив необходимые элементы, нажать на кнопку «Сохранить» и сохранить как новый макрос, задав ему имя (или заменить существующий).
IPC-7251 и IPC-7351
Хочется сказать несколько слов по поводу именования своих макросов. Существуют зарубежные стандарты IPC-7251 и IPC-7351, которые определяет размеры контактных площадок и виды посадочных мест для различных типовых корпусов. Но в нашем случае оттуда понадобятся рекомендации по именованию посадочных мест.
Рассмотрим на примере конденсатора на 100 нФ серии B32922 фирмы EPCOS:
Согласно стандарту IPC-7251, наименование его посадочного места будет формироваться следующим образом:
CAPRR + Межвыводное расстояние + W Толщина выводов + L Длина корпуса + T Толщина корпуса + H Высота корпуса
Следовательно, согласно даташиту имеем:
CAPRR_1500_W80_L1800_T500_h2050
CAPRR – Конденсатор (CAP), неполярный, с радиальными выводами (R), прямоугольный (R)
1500 – Межвыводное расстояние = 15.00mm
W80 – Толщина выводов = 0.80mm
L1800 – Длина корпуса = 18.00mm
T500 – Толщина корпуса = 5.00mm
Следующий параметр опционален — для Sprint Layout не имеет никакого значения:
h2050 – Высота корпуса = 10.50mm
Таким образом такой тип именования после привыкания к нему позволит уже по имени макроса узнать информацию о посадочном месте и избежать путаницы в библиотеке.
Выдержки из стандартов я приложил к статье:
- Footprint Naming Convention. Surface Mount — для SMD-компонентов.
- Footprint Naming Convention. Through-hole — для выводных компонентов.
Создание макросов
В качестве наглядного примера выберем схему, для которой создадим библиотеку макросов. Пусть это будет простой регулятор тембра на микросхеме TDA1524A:
Внимательно рассмотрим схему и составим список компонентов, для которых нам понадобятся макросы:
- Микросхема TDA1524A.
- Постоянный резистор мощностью 0.25 Вт.
- Переменный резистор.
- Электролитические конденсаторы.
- Пленочные конденсаторы.
- Разъемы для подключения питания, а также для подключения источника сигнала и нагрузки.
- Миниатюрный переключатель.
Процесс создания макроса состоит нескольких шагов:
- Расстановка контактов.
- Рисование графики для слоя маркировки.
- Сохранение макроса в в отдельный файл на диске.
В видео ниже я покажу процесс создания макросов для элементов выбранной схемы двумя способами.
Прикрепленные файлы:
Простая программа для разводки печатных плат Sprint-Layout с дружественным интерфейсом (часть 2)
В радиолюбительской практике, а иногда и в профессиональной работе, мы сталкиваемся с необходимостью изготовления печатных плат. Помочь в этом может программа Sprint-Layout, которая представляет собой специализированный графический редактор для ручной разводки печатных плат. Статья предназначена, в первую очередь, читателям, которые не имеет опыта работы с графическими редакторами и может использоваться как самоучитель. Хотя она будет полезна и опытному пользователю. Начало (первая часть) этой статьи была опубликована ранее здесь
Пользуясь принципиальной схемой, предыдущим опытом разработки печатных плат и изложенным в первой части этой статьи, расставим детали. Получился вид со стороны монтажа (см. рис. 10). Сторона фольги на этом рисунке будет отображаться зеркально.
Рис.10
Было бы очень удобно, если детали промаркировать в соответствии со схемой, и на плате написать ее название и назначение. Рассмотрим, как это сделать.
Надписи. Автонумерация
В Наборе специальных инструментов имеется инструмент Текст, использующий шрифт, который генерируется программой Sprint-Layout. Этот шрифт имеет только латинский алфавит. Он имеет одно неоспоримое достоинство: его можно зеркально отображать так же, как любой иной элемент чертежа. Подпишем на чертеже позиционные номера деталей схемы так, чтобы они вытравились на плате. Для этого необходимо активировать слой Ф2. Выберем в Наборе специальных инструментов инструмент Текст. Откроется диалоговое окно Настройка “Текст” (см. рис. 11). В окошке Высота выставим 1,8…2,2 мм (это, на мой взгляд, наиболее удобная высота шрифта для нумерации деталей). В окошке Текст наберем надпись: “Indicator of RESET”. Выберем значение Норма для параметров Толщина и Интервал. Для параметра Поворот выберем значение 90°, а для параметра Зеркально – значение Горизонт. Щелкнув мышью по кнопке ОК диалогового окна, мы войдем в режим установки надписей. Диалоговое окно закроется и возле мышиного курсора появится ранее набранная зеркальная повернутая надпись, перемещающаяся за курсором, как привязанная. Подведем ее к свободному месту внизу справа. Причем надпись перемещается дискретно с минимальным шагом в одну ячейку сетки. При необходимости можно “отвязать” надпись от сетки и перемещать ее плавно. Для этого нужно при перемещении мышиного курсора нажать и удерживать кнопку Ctrl на клавиатуре. Далее щелкнем левой кнопкой мыши. Надпись установится в выбранном месте и вновь откроется диалоговое окно рис. 11.
Рис.11
Выберем значение параметра Поворот равным 0°. Установим “галочку” в окошке Текст + Номер и цифру 1 в окошке Начать с №. В окошко Текст впишем букву R. Щелкнув мышью по кнопке ОК, войдем в режим автонумерации резисторов. За курсором будет “волочиться” зеркальная надпись R1, которую надо подвести к соответствующей детали на плате и установить, нажав левую кнопку мыши. При этом к курсору “привяжется” следующий позиционный номер (R2). После его установки, можно проставить номера остальных резисторов. Для выхода из этого режима достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши. Как видно, автонумерацией удобно пользоваться, проставляя позиционные номера деталей идущие по порядку. Установка позиционных номеров других деталей производится аналогично и может быть начата с любого номера. В результате получим промежуточный чертеж (Рис. 12).
Рис.12
Теперь можно приступать непосредственно к рисованию проводников печатной платы
Разводка печатных проводников (дорожек)
Клавишей F3 активируем слой Ф2. Выбираем инструмент Дорожка из Набора специальных инструментов и в окошке Ширина дорожек или линии круга устанавливаем толщину линий 0,8 мм. Подводим курсор мыши к контактной площадке обозначенной как (2) и кратковременно нажимаем на левую кнопку мыши. При дальнем перемещении мыши за курсором будет тянуться от этой площадки по линиям сетки или по диагонали зеленая линия-проводник. Эту дорожку надо дотянуть до 14 вывода микросхемы DD1. Если проводник в какой-либо точке должен повернуть, то, доведя его до этой точки надо щелкнуть левой кнопкой мыши и далее продолжить его вести его до следующего поворота или контактной площадке. Если необходимо закончить вычерчивание проводника, то после щелчка левой кнопкой необходимо произвести щелчок правой кнопкой мыши. Аналогично вычерчиваются и остальные проводники платы. Если какой-то проводник проведен неверно, то его можно удалить тем же способом, каким удаляются любые иные элементы чертежа (см. выше). В результате получится полный чертеж (рис. 13). Заметим, что дорожки будут нарисованы в привязке к линиям координатной сетки. Если необходимо, то можно “отвязать” дорожки от сетки. Для этого нужно при вычерчивании дорожек нажать и удерживать кнопку Ctrl на клавиатуре.
Рис.13
Установка размеров платы
На последних рисунках видно, что все детали устройства уместились на плате размером 35?33 мм. Выставим эти размеры на чертеже платы. Для этого щелкнем по кнопке-индикатору Размер платы 160 х 100 мм в Информационной строке или выберем строку Установка размеров меню Плата. В открывшемся диалоговом окне установим необходимую ширину и высоту, а, при желании, поменяем название (закладку) чертежа платы, и щелкнем в этом окне по кнопке ОК, чтобы закрыть его. На этом разработку платы можно закончить. Полученный чертеж (рис. 13) необходимо сохранить, присвоив ему произвольное имя (способ сохранения стандартный).
Полезные комментарии
Собственно на рис. 13 совмещены два чертежа:
· Чертеж печатных проводников в зеркальном отображении (слой Ф2);
· Чертеж расположения деталей на плате (слой М1).
Если активировать и выбрать для показа в этом чертеже только слой М1, то мы получим чертеж расположения деталей (см. рис.14), а если – только слой Ф2, то мы получим чертеж печатных проводников в зеркальном отображении. Как получить этот чертеж проводников в обычном виде?
Рис.14
Для этого надо выделить только слой Ф2 и все элементы чертежа в этом слое, набрав клавиатурную комбинацию Ctrl+А или выбрав строку Выделить все в меню Действия, а затем отобразить весь чертеж зеркально по горизонтали одним из трех способов:
· щелкнуть мышью по значку Зеркало по горизонтали (см. рис. 3) на Панели стандартных инструментов,
· набрать клавиатурную комбинацию Ctrl+Н,
· выбрать строку Зеркало по горизонтали в меню Правка платы.
В результате получим обычный чертеж печатных проводников платы (рис. 15).
Рис.15
А теперь вернемся к сохраненному чертежу (рис. 13), что можно сделать, выполняя обратные действия или закрыв, а затем опять открыв этот файл.
Печать чертежей
Для вхождения в режим печати и вывода на принтер чертежа, необходимо щелкнуть левой, кнопкой мыши по значку принтера на Панели стандартных инструментов или выбрать в меню Файл строку Печать. При этом откроется окно рис. 16.
Рис.16
Давайте разберемся в основных установках этого окна. Верхние четыре строчки позволяют выбрать одну или несколько слоев чертежа печатной платы для последующего вывода на печать. Если галочку установить только в квадратике Ф2, то на печать будут выводиться печатные проводники и надписи, выполненные в слое этих проводников. Если галочку установить только в квадратике М1, то на печать будет выводиться расположение деталей. Активация строк Маска и Сверловка необходима для распечатки чертежей шаблонов для пайки и сверловки. Галочка в квадратике Зеркально, обеспечит зеркальное преобразование чертежа при печати. При установке галочки в квадрат Кресты, в углах чертежа платы будут печататься реперные кресты. При установке галочки в квадрат Рамка, по периметру чертежа платы будет печататься рамка.Щелчок мышью по кнопке Наст-ка вызовет стандартное окно настройки вашего принтера. А теперь сделаем пробный отпечаток чертежа печатной платы или расположения деталей. Для этого щелкнем мышью по кнопке Печать. После чего измерим размеры платы на полученном отпечатке. Если они совпадают с расчетными, то дополнительной настройки не требуется. Если размеры платы на отпечатке не совпадает с расчетными, то необходимо рассчитать и ввести коэффициент поправки (масштабирования). Для расчета коэффициента масштабирования воспользуемся формулой:
n = lотпечатка /l, где n – коэффициент поправки, lотпечатка– длина (ширина) платы на отпечатке, а l – расчетная длина (ширина) платы.
Причем, возможны случаи, когда коэффициенты поправки по горизонтали и по вертикали не совпадают. Для установки поправки при печати необходимо воспользоваться меню Поправка и в открывшемся окне установить значения горизонтального и вертикального коэффициентов поправки, которые должны быть в пределах 0,8…1,2 (по умолчанию 1,0).По умолчанию выбран масштаб печати 1:1. Именно для этого масштаба печати предусмотрены описанные выше коррекции. При желании можно печатать увеличенные и уменьшенные чертежи, активировав строку Выборочно и выставив нужный коэффициент масштабирования от 10 до 1000% с помощью прокрутки, которая расположена под этой строкой. Если платы небольшие и на одном листе необходимо напечатать несколько чертежей, то нужно щелкнуть мышью по кнопке Колич-во и в открывшемся окне выставить количество чертежей (или как они названы в этом окне – страниц) по горизонтали и вертикали, а также величину зазора между ними. После этого можно произвести печать. Кроме того, есть еще две полезные возможности: напечатать негатив чертежа и фоновый рисунок (задний план). Для этого имеются кнопки Негатив и Задний план (см. рис. 16). О том, что такое задний план смотри раздел “Хитрые возможности программы Sprint-Layout” этой статьи.
Некоторые дополнительные возможности программы
Весьма полезны инструменты Закраска и Многогран. из Набора специальных инструментов. Активируются эти инструменты, как и остальные, щелчком мыши по соответствующей кнопке Набора. Внешне Закраска работает так же, как Дорожка, но после того как вычерчена замкнутая линия, по щелчку правой или левой кнопки мыши, внутренняя часть рабочего поля, ограниченная этой замкнутой линией, окрасится в цвет активированного слоя.
При активации инструмента Многогран. открывается меню Генератор Многогранников, в котором необходимо выставить его параметры (количество углов, радиус, толщина линии и смещение). Если многогранник внутри должен быть закрашен, то необходимо установить галочку в квадратик Закрасить. После щелчка мышью на кнопку ОК, установка многогранников ничем не отличается от установки пятачков.
Инструмент Перемычки из того же Набора, позволят устанавливать на чертеже навесные перемычки. Раздел Помощь программы предлагает для памяти перед разводкой печатных проводников соединить элементы перемычками (рис. 17).
Рис.17
Далее дорожки можно развести в ручную, а можно воспользоваться новой функцией – автотрассировкой, нажав кнопку Автотрасса на панели Набора специальных инструментов. При этом активируется этот режим (о чем говорит надпись АВТО прицепившаяся к курсору) и откроется окно Автотрассировка (рис. 18), в котором можно выставить ширину дорожек и минимальный зазор между ними.
Рис.18
Для автотрассировки необходимо поочередно наводить курсор на контактные площадки, между которыми установлены перемычки. Одна из этих перемычек будет выделяться для контроля пурпурным цветом. При щелчке левой кнопкой мыши автоматически будет вычерчиваться дорожка соответствующая выделенной перемычке. Начертив все печатные проводники, следует щелкнуть мышью по значку Удаление ненужных перемычек на Панели стандартных инструментов (см. рис. 3) или выбрать в меню Правка чертежа строку с таким же названием. При этом удалятся перемычки, которые дублированы печатными проводниками и останутся перемычки между теми деталями, печатные соединения, между которыми мы не смогли или забыли провести. Очень удобное напоминание. Дорожки, вычерченные программой в режиме автотрассировки по перемычкам (рис. 17), показаны на рис. 19.
Рис.19
Файлы других форматов
Если необходимо использовать чертежи, выполненные в программе Sprint-Layout 4.0, для отчетов или как рисунки для статьи, то программа позволяет экспортировать их в графические форматы *.bmp, *.gif, *.emf. Для этого в меню Файл необходимо выбрать подменю (строку) Экспорт файла, а в нем одну из строк Формат *.bmp, Формат *, gif или Формат *. emf. Что делать дальше подскажет открывшееся диалоговое окно. Кстати, экспорт файла возможен в форматы Gerber и Excellon (Сверловка), используемые профессиональными производителями печатных плат.
Хитрые возможности программы Sprint-Layout
В годы студенческой юности автору этих строк приходилось передирать (копировать) чертежи на просвет, используя толстое стекло и настольную лампу, а также вносить определенные изменения в эти чертежи. Этот процесс чем-то напоминает еще одну оригинальную возможность программы Sprint-Layout 4.0.
Если необходимо на базе чертежа печатной платы из журнала или Интернет создать новый несколько иной, необходимо перевести файл чертежа этой печатной платы в формат *.bmp (при необходимости сканировав чертеж), а затем поместить его как фон на рабочем поле программы Sprint-Layout (см. рис. 21). Для этого, после открытия окна программы с чистым рабочим полем, необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по значку Фоновый рисунок на Панели стандартных инструментов (см. рис. 3) или выбрать строку с тем же названием в меню Опции. При этом откроется двухстраничное окно Фоновый рисунок см. рис. 20.
Рис.20
Рис.21
Каждой странице этого окна соответствует одна сторона печатной платы. Это значит, что для каждой стороны платы можно создать свой фон. Чтобы выбрать bmp-файл для фона необходимо щелкнуть мышью по кнопке Открыть Файл и в открывшемся окне выбрать файл обычным для Windows способом. После этого в окне Фоновый рисунок под кнопкой Открыть Файл появится название выбранного файла, а в квадратике Показать рисунок самоустановится галочка. При этом фон может пока не измениться. Для того чтобы установить фоновый рисунок и выставить его оптимальный размер, необходимо изменять разрешение этого рисунка кнопками прокрутки в окошке Разрешен (рис. 20). Кнопками прокрутки в окошках Сдвиг-X и Сдвиг-Y можно сместить рисунок в нужное место рабочего поля, а, щелкнув мышью по квадратику Цвет, мы откроем окно с палитрой для изменения цвета фонового рисунка (по умолчанию цвет фонового рисунка серый). После установки параметров в окне Фоновый рисунок необходимо щелкнуть мышью по кнопке ОК.
По контурам фонового рисунка, используя инструменты программы Sprint-Layout легко скопировать всю плату или ее отдельные фрагменты, а также внести в ее чертеж необходимые изменения. На рис. 21 можно увидеть, что процесс копирования уже начат (установлен корпус DIP-14).
При изготовлении плат для высокочастотных устройств, или просто для экономии раствора при травлении плат, в чертеже можно автоматически закрасить неиспользованные области платы (см. рис. 22). Они не будут вытравливаться и могут использоваться как экран. Это осуществляется щелчком мыши по значку Общая шина (автоматический режим вычерчивания общей шины) внизу окна программы (см. рис. 6) или выбором строки Общая шина (масса) в меню Опции.
Рис.22
Клавиатурные комбинации программы Sprint-Layout
Клавиатурные комбинации, которые уже встречались в этой статье, опытные пользователи используют для быстрого выполнения той или иной команды. Правда, есть одна проблема – их надо запомнить. Для этого клавиатурные комбинации программы Sprint-Layout 4.0 сведены мной в таблицу 1. Они выполняются одинаково как при английской, так и при русской раскладке клавиатуры.
Литература
1. Безверхний И. Как разработать печатную плату? Теперь это очень просто. Радиохобби №4/2002;
2. Безверхний И. Б. Sprint-Layout 3.0R – простая программа для разводки печатных плат. Радиоаматор №12/2002, №1/2003;
3. https://www.ua4fn.fatal.ru/soft5.htm;
4. https://ra3ggi.qrz.ru;
5. Кряжев А. Простой индикатор импульса RESET. РЭТ №7-8/2000.
Sprint Layout 6.0 — Что нового?
По российским торрент-трекерам давно гуляет Sprint Layout версии 6-ой, однако на самом деле это сборка Sprint Layout пятой версии с дополнительными библиотеками и прочими улучшениями. Настоящая же 6-ая версии популярной программы для рисования печатных плат Sprint Layout вышла совсем недавно — в конце 2012 года. В данном обзоре пробежимся по основным изменениям в программе.
Сглаживание (Anti-Aliasing)
Графическое представление в Sprint-Layout существенно улучшено за счет использования технологии сглаживания.
Более высокое разрешение и точность
Разрешение и точность Sprint-Layout увеличено в десять раз. Это касается также настроек сетки и максимального коэффициента увеличения. Так что при работе с очень тонкой структуры нет никаких проблем.
Компоненты
В Sprint-Layout добавлена возможность отображать и управлять компонентами, включая идентификатор (ID) и значение (Value). Также доступен список компонентов.
Pick+Place данные
Sprint-Layout теперь может создавать и экспортировать Pick+Place файлы. Эти файлы необходимы для автоматизированной сборки плат с SMD-элементами.
Импорт Gerber
Возможность импорта Gerber позволяет загружать существующие Gerber файлы и конвертировать их в готовый макет в Sprint-Layout.
Мультивыбор — Одновременное редактирование нескольких элементов
При помощи панели свойств теперь можно одновременно редактировать так много элементов, как вы хотите.
Селектор
Новый селектор является мощным инструментом. С помощью этого инструмента вы можете найти и выбрать конкретные элементы своего макета и редактировать их одновременно с помощью новой функции мультивыбора. Например, вы можете выбрать и отредактировать все контактные площадки в определенную форму или сверловку.
Автоматический режим захвата
Этот новый режим захвата облегчает размещение контактных площадок или дорожек. Всякий раз, когда мышь приближается к точке захвата, она захватывается этой точкой, и помогает вам точно подсоединиться. Это особенно очень полезно, если некоторые соединения находятся за сеткой (grid).
Резиновые (тянущиеся) дорожки
При перемещении элементов дорожки они сохраняют связь, т.е тянуться.
Прямоугольник
С новым режимом рисования прямоугольника можно легко рисовать прямоугольники (дорожки или зоны).
Горячие клавиши сетки
Клавиши 1…9 на клавиатуре теперь изменяют значение шага сетки. Таким образом, вы можете быстро переключаться между несколькими значениями сетки одним нажатием клавиши.
Новое перекрестие
Новое перекрестие теперь постоянно участвует в каждом действии. Оно может отображать дополнительные линии 45° и числовые значения координат непосредственно на перекрестье.
Круговое расположение
Точное круговое расположение является сложной и противной работой. Sprint-Layout теперь имеет специального помощника для этого. Вы должны только определить необходимые параметры, и вы можете видеть результат в окне предварительного просмотра до завершения действия.
Термобарьер
Если вы используете сквозные отверстия как термобарьеры, то теперь можете установить определить параметры термобарьера для каждого слоя.
Фрезеровка
Экспорт в файл фрезеровки (Isolation milling) был полностью переделано. Все отдельные работы по фрезеровке, сверлению или резки теперь будут записываться в один plotfile. Таким образом, типичные проблемы, связанные с началом в различных файлах будут предотвращены.
Sprint Layout 6.0 также соддержит много других мелких улучшений
Курс по Sprint Layout 6. Часть 1 — Знакомство с интерфейсом
Скачать актуальную версию Sprint-Layout можно здесь.
Оригинал статьи
Теги:





x
Оценить статью
- Техническая грамотность
- Актуальность материала
- Изложение материала
- Полезность устройства
- Повторяемость устройства
- Орфография
0
Оценить Сбросить
Средний балл статьи: 5 Проголосовало: 2 чел.
Sprint Layout 5. Подробная инструкция. Часть 2. — Начинающим — Теория
Sailanser
Часть №2. Проектируем печатную плату.
Нарисуем простенькую платку, создадим корпус TQFP-32 и узнаем, как обрисовать платку найденную в Интернете.
В прошлой части мы познакомились с программой, узнали что, где, прячется, что настраивается, а что нет, узнали небольшие фишки, которые есть в программе.
Теперь попробуем после прочитанного в первой части, нарисовать простенькую плату.
В качестве образца возьмем простую схему, ее я откопал в одном из старых журналов, говорить в каком не буду, может кто из посетителей сайта и вспомнит этот журнал.
Видим что схема старая пережила много чего, и правки карандашом и заливку спиртоканифольным флюсом, но для наших целей она подходит идеально по причине своей простоты.
Прежде чем будем рисовать нашу платку проанализируем схему на предмет того что нам из деталей понадобится.
- Две микросхемы в DIP корпусах по 14 ножек у каждой микросхемы.
- Шесть резисторов.
- Один полярный конденсатор и два обычных конденсатора.
- Один диод.
- Один транзистор.
- Три светодиода.
Начнем рисовать наши детали, и для начала определимся, как выглядят наши микросхемы и какие они имеют размеры.
Вот так выглядят эти микросхемы в DIP корпусах, и имеют размеры между ножками которые составляют 2,54 мм и между рядами ножек эти размеры 7,62 мм.
Теперь нарисуем эти микросхемы и сохраним их как макрос, дабы в дальнейшем не рисовать заново и у нас будет готовый макрос для последующих проектов.
Запускаем нашу программу и ставим активным слой К2, размер контактной площадки равным 1,3 мм ее форму выбираем «Закругленный вертикально» ширину проводника равной 0,5 мм, и шаг сетки выставим равным 2,54 мм.
Теперь согласно размерам, которые я приводил выше нарисуем нашу микросхему.
Теперь проверим ее размеры. Впрочем, если делать по сетке это и не требуется. Куда она денется с подводной лодки?
Все получилось как и планировалось.
Тогда сохраним нашу будущую плату. Нажимаем на иконку дискеты и водим в поле название файла.
Мы нарисовали расположение ножек микросхемы, но наша микросхемка имеет какой-то незаконченный вид и выглядит сиротливо, надо придать ей более опрятный вид. Надо сделать контур шелкографии.
Для этого переключим шаг сетки на 0,3175 поставим толщину проводника равной 0,1 мм и сделаем активным слой В1.
Теперь щелкаем по иконке Проводник и нарисуем небольшой контур, щелкаем левой кнопкой мышки, когда надо поставить точку, и правой когда надо завершить линию, потом щелкнем по иконке Полигон и сделаем небольшой треугольник в левой части этого контура.
Этим треугольником мы обозначим, где у нас будет первый вывод микросхемы.
Почему я нарисовал именно так?
Все очень просто у нас в программе по умолчанию пять слоев это слои К1,В1,К2,В2,U.
Слой К2 это сторона пайки (нижняя) компонентов, слой В1 это маркировка компонентов, т.е куда что ставить или слой шелкографии который потом можно будет нанести на лицевую сторону платы.
Слой К1 это верхняя сторона платы если делаем плату двухсторонней, соответственно слой В2 это слой маркировки или шелкографии для верхней стороны и соответственно слой U это контур платы.
Вот теперь наша микросхемка выглядит более опрятно и аккуратно.
Почему делаю именно так? Да просто потому что меня удручают платы сделанные кое как и на скорую руку бывает скачаешь какую нить платку из сети, а там только контактные площадки и больше ничего. Приходится проверять по схеме каждое соединение, что откуда пришло, что куда идти должно…
Но я отвлекся. Мы сделали нашу микросхемку в корпусе DIP-14 теперь нам надо ее сохранить как макрос для того дабы в последствии не рисовать подобное , а просто взять из библиотеки и перенести на плату. К слову сказать, вряд ли ты найдешь SL5 без макросов вобще. Какой то минимальный набор стандартных корпусов уже есть в папке макросов. А по сети ходят целые комплекты из макросборок.
Теперь зажмем левую кнопку мыши и выделим все что мы только что нарисовали.
Потом нажмем на иконку замка — сгруппируем. А лучше запомнить хоткеи и юзать их.
И все наши три объекта сгруппируются в один
После этого выберем Файл, Сохранить как макрос…
И зададим ему имя DIP-14. Также не помешает создать дерево папок в директории макросов. И не сваливать все сборки в одну помойку, а сортировать их по разделам.
Теперь нажмем на кнопку макросы:
Вот она буква М на микросхеме.
И посмотрим в окне макросов наш только что созданный макрос
Вот наш только что созданный макрос высветился в окошке справа снизу.
Теперь можно просто перетащить его оттуда на сетку мышкой.
Отлично, но не мешало бы определиться какого же размера будет наша плата, я прикинул по габаритам деталей как их примерно можно раскидать и посчитал в итоге у меня размер получился 51мм на 26 мм.
Переключаемся на слой U — слой фрезеровки или границы платы. На заводе по этому контуру пройдутся фрезой при изготовлении.
Ставим толщину проводника 0,1 мм
Выбираем шаг сетки равным 1 мм
И рисуем контур нашей будущей платы.
Наблюдательный человек скажет ага, начальная точка контура не лежит непосредственно на нуле и будет абсолютно прав я например когда рисую свои платы всегда отступаю сверху и слева по 1 мм. Обусловлено это тем, что в дальнейшем плата будет делаться либо
с помощью метода ЛУТ либо с помощью фоторезиста, а в последнем необходимо чтобы на шаблоне были негативные дорожки, т.е белые дорожки на темном фоне, и при таком подходе в проектировании платы готовый шаблон потом легче вырезать, делать несколько копий на одном листе. Да и сама плата при таком подходе выглядит гораздо красивее. Многие наверно качали платы из сети и самый прикол получается, когда открываешь такую плату а там, чертежик посередине огромного листа и какие то кресты блин по краям.
Теперь поменяем шаг сетки на 0,635 мм.
И примерно поставим наши микросхемы
Теперь нам надо нарисовать конденсатор.
Выбираем Контакт, Круг
Шаг сетки оставим тот же равный 0,635 мм.
Поставим внешний круг нашей площадки равный 2мм а внутренний 0,6 мм
И поставим две контактные площадки на расстоянии 2,54 мм
В схеме у нас конденсатор небольшой емкости и такого расстояния между выводами будет вполне достаточно.
Теперь переключимся на слой В1.
И на нем нарисуем примерный радиус нашего конденсатора, для этого нам понадобиться инструмент дуга.
Выберем ее и у нас появится перекрестье на экране, а также курсор изменит свой внешний вид. Вот мы его и поставим как раз посередине наших двух контактов.
Теперь удерживая левую кнопку мышки немного потянем вырисовывая круг под наш диаметер конденсатора, а также с помощью проводника, нарисуем знак плюсика и условное изображение конденсатора. Рисуем, естественно, по слою шелкографии.
Вот мы и получили наш конденсатор смотрим в схему и видим что он подключается к выводам 4,5 и 1 микросхемы вот примерно туда его и воткнем.
Теперь установим ширину дорожки равной 0,8 мм и начнем соединять ножки микросхемы, соединяем очень просто, сначала щелкнули на одной ножке микросхемы левой кнопкой микросхемы потом на другой, и после того как довел проводник (дорожку) туда куда хотели щелкаем правой, после то как щелкнули правой дорожка больше не будет продолжаться.
Теперь по аналогичному принципу строим детали, ставя их в нашу плату рисуем между ними проводники, чешем в затылке когда не получается куда то проложить проводник, думаем, опять прокладывая проводники и в некоторых местах не забываем менять ширину проводника, таким образом постепенно выстраивая плату, также при прокладывая проводники нажимаем на клавиатуре пробел эта кнопка меняет углы изгиба проводника, рекомендую попробовать вещь прикольная. Отдельно хочу остановиться на группировке объектов несколько объектов можно собрать в один щелкая на них левой кнопкой мишки с зажатым шифтом, и потом нажать группировку. Итак, рисуем, рисуем, В итоге получаем вот это:
Помимо всего прочего в слоях, есть одна интересная веешь, такая как отключение видимости слоя, достаточно шелкнуть на имени НЕАКТИВНОГО слоя чтобы сделать его невидимым. Удобно когда проверяешь плату, чтобы всякие лишние линии не мозолили глаз и не отвлекали.
В результате плата выглядит так:
Вот наша платка и готова, осталось всего ничего добавить несколько крепежных отверстий, вообще отверстия лучше проектировать на самом первом этапе создания платы.
Отверстия сделаем теми же самыми контактными площадками, после травления у нас будут маленькие точки, и мы точно просверлим отверстия для крепления.
Теперь немного пояснений по печати зеркального/незеркального изображения. Обычно проблема возникает с ЛУТом, когда по неопытности печатаешь изображение не в том отображении. Проблема решается на самом деле просто.
Во всех программах разводки плат у нас принято что текстолит «прозрачный” поэтому мы рисуем дорожки глядя как бы сквозь плату. Так проще, в том смысле что нумерация выводов микросхем у нас получается естественной, а не зеркальной и не путаешься. Так вот. Нижний слой уже у нас зеркальный. Его печатаем как есть.
А вот верхний надо зеркалить. Так что когда будете делать двусторонку (хотя не советую, большую часть плат можно развести по одной стороне) то ее верхнюю сторону надо будет уже зеркалить при печати.
Вот мы нарисовали простую платку осталось всего несколько маленьких штришков.
Уменьшить общий размер рабочего поля и вывести на печать. Впрочем, можно просто вывести на печать как есть.
Если вы печатает для ЛУТа или фотошаблон для резиста, то надо чтобы цвет был максимально темный и непрозрачный. А дорожки у нас по дефолту зеленые и при печати будут серыми. Это легко решается выбором черного цвета для печати. Также надо выключить все другие слои. Такие как шелкография и оборотная сторона платы. Иначе будет каша.
Зададим несколько копий, мало ли вдруг запортачим:
Вот мы и нарисовали простенькую платку расположили несколько копий на листе напечатали изготовили и наслаждаемся готовым.
Все это конечно хорошо но и саму платку не мешало бы закончить, довести до ума, да и положить в архив, вдруг когда пригодиться, или кому то переслать потом надо будет, а у нас не подписаны даже элементы что и где стоит, в принципе то можно и так мы то все помним но вот другой человек которому мы это дадим будет долго материться, сверяя по схеме. Сделаем последний штришок, поставим обозначения элементов и их номинал.
Сначала переключимся на слой B1.
Теперь выберем иконку текст, в ней проставим размер шрифта 1.0 мм (как сделать, дабы можно было писать шрифтом меньше чем 1,5 мм я уже писал так что смотрим внимательно) включим английский язык на клавиатуре и начнем расставлять обозначения элементов в зависимости, от элемента перед постановкой надписи будем нажимать кнопочки с углами поворота шрифта 0,90,180, или 270 градусов.
После того как расставили все обозначения элементов можем их выровнять дабы смотрелось более аккуратно, после всех этих действий наша платка выглядит вот так:
Теперь осталось самое интересное, это проставить номиналы деталей, выделяем левой кнопкой какую либо деталь и жмем на ней правой кнопкой мышки, в выпадающем меню выбираем пункт, Обозначить.
И в поле пишем наш номинал резистора R1 согласно схеме он у нас 1,5К
Написали, жмем ОК и потом если подведем указатель к резистору R1 то у нас высветиться его номинал.
Таким образом проставляем номиналы всех деталей и если ничего больше нет то отправляем платку в архив. Единственно не забываем одну вещь программа не любит русские буковки так что все надписи делаем исключительно на английском языке. Впрочем это не касается обозначений номинала во всплывающих подсказках.
Вот мы и сделали простую плату.
Создание корпуса TQFP-32
Идем дальше теперь мы нарисуем немного сложный корпус, а именно TQFP-32 для этого на нашей платке сделаем вторую вкладку. Делается она очень легко, нажимаем вот тут
Прямо на надписи правой кнопкой мышки и в выпадающем меню выбираем Новая плата. После отвечаем утвердительно на вопрос, откроем свойства новой платки и назовем ее TQFP-32.
Теперь открываем даташит на микросхему которую собрались рисовать сделаем например смотря на даташит от ATmega-8.
Вот что пишут нам в самом даташите. Параметров дофига, но ничего. Сначала уменьшим размер сетки до 0,15785 мм на всякий случай, а потом откроем такую фишку программы как Создатель макроса.
Опции ->Создатель макроса.
После того как открыли, то мы перед собой видим такое окно.
Смотрим в даташит на микросхему и видим квадрат у которого с каждой стороны ножки блин, ну да ничего не беде просто в верхнем выпадающем меню выберем другое расположение а именно Четырехсторонний и щелкнем на контакте SMD. Вот и все теперь заглядывая в даташит, и в это окошко смотрим куда какой параметр вводить, в итоге заполняем все поля, и получаем такой результат:
Теперь щелкаем на кнопке ОК. Наш корпус становится красным и привязан к мышке и потом щелкаем в любом месте экрана.
Теперь у нас остался совсем маленький штришок это приблизить изображение крутя колесо мышки от себя, переключиться на слой В2, и нарисовать контур микросхемы и обозначить где у нас будет первая ножка.
Вот и все, наш корпус под микросхему TQFP-32 создан, теперь если что можно распечатать, его на бумажку приложить микросхему и если немного нет так то слегка подкорректировать параметры, а потом сохранить как макрос дабы в дальнейшем уже подобный корпус не рисовать.
Отрисовка картинки
И последний шаг нашего урока, я расскажу как из изображения платы найденного в журнале или на просторах Интернета сделать платку.
Для этого создадим следующую вкладку и назовем ее Интернет.
Дабы для повторения долго не искать выйдем в Интернет и в поисковике наберем «Печатная плата» поисковик выкинет кучу ссылок и картинок выберем из них что либо просто так.
Вот мы видим такую картинку из левой части нам надо только размеры и все они у нас 37,5 на 30 мм.
Вот мы с такими размерами и нарисуем контур на слое U.
После того как нарисовали, возьмем наше изображение и с помощью графического редактора уберем все что у нас находиться в левой части, она нам в принципе не нужна а правую часть сохраним в файл с расширением .ВМР. Если сканируем платку из какого то журнала то лучше сканировать с разрешением 600 dip и сохранять в файл .ВМР После того как сохранили в программе переходим на слой К2 нажимаем на иконку ШАБЛОН.
Вот она квадратик разделенный на две части зеленую и желтую и на нем нарисованы дорожки.
После того как нажали, у нас откроется вот такое окошко.
Нажимаем кнопку Загрузить… и выбираем наш файл. После этого экран у нас примет такой вид
Крупновато будет, не правда ли? Вот и я о том. Теперь смотрим от чего мы можем оттолкнуться на этой плате, т.е размеры чего мы знаем точно, а у нас их два это сами размеры платы и микросхема в DIP корпусе, отлично вот по этим размерам мы и будем меняя параметры в окошках Размер, СдвигX, СдвигY подгонять наше изображение до приемлемого критерия.
У меня получилось вот с такими параметрами.
Вот и все теперь просто обрисовываем деталями эту картинку. Вполне возможны случаи когда детали могут не попадать со 100% на нарисованное на картинке, это не страшно главное есть картинка на фоновом слое и набор макросов с фиксированным размером а это самое главное. В программе Sprint-Layout имеется великолепный набор макросов, да и постепенно когда будут рисоваться новые детали он еще и будет пополняться своими.
Когда наложен шаблон на задний фон и делаем его обрисовку то дополнительно можно поиграть вот с этими двумя кнопочками
Если нажать на верхнюю то пока ее держим станут невидимыми наши дорожки, а если на нижнюю то пока ее держим станет невидимой наша картинка которую наложили фоном.
Вот в принципе и все о программе Sprint-Layout, думаю для начинающих её осваивать, информации и так предостаточно, трудно всё сразу запомнить, что и куда нажимать, как и что делать, но это всё придёт с практикой.
Удачного создания плат!
Скачать новую, русскую версию программы Sprint-Layout 6.0_rus, с большой библиотекой макросов, с русским «хелпом», с возможностью делать надписи на плате русским языком, можно отсюда.
Статья распечатана с сайта Электроника для всех:
Рисуем печатную плату в Sprint Layout 6.0
Программа Sprint Layout 6 на мой взгляд лучшая в своем роде. Предназначенная она для проектирования печатных плат разного уровня сложности. Программа имеет простой, интуитивно понятный интерфейс. Также она не требует установки, занимает мало места на диске, и на русском языке. Ниже попробуем немного разобраться как пользоваться Sprint Layout.
[note]В конце статьи есть ссылка на скачивание программы.[/note]
При запуске программы мы увидим вот такое окно:Теперь разберемся с панелями, которые есть в программе. Первая — это панель инструментов. Вот ее вид:
Вторая панель — это панель свойств. Про нее особо рассказать нечего. Здесь задается размер платы, а также при работе с компонентами сюда выводятся их основные свойства.
Панель Макросы — это собственно наша библиотека компонентов. Здесь ищем нужный нам компонент и перетаскиваем на плату. Если нужного компонента нет, можем его добавить. Для этого рисуем его контактные площадки и контур корпуса:
Затем выделяем:
Жмем на значок сохранить на панели Макросов:
Вводим название и нажимаем сохранить.
После наш компонент появляется в списке макросов и мы в любое время можем добавить его на плату.
Ниже приведен рисунок простой печатной платы для инверторного БП.
Внизу есть еще панель слоев. Выбираем тот слой на котором рисуем. М1, М2 — верхний и нижний слой дорожек соответственно. К1, К2 — шелкография. О — слой контурный. Как видно они обозначены разными цветами, все интуитивно понятно.
Кстати каждый компонент на плате можно подписать. Это иногда удобно когда делаете плату без схемы. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши по нужному компоненту и в выпадающем списке выбираем «название»:
Ну и собственно называем компонент:
Теперь при наведении видим его название:
Еще одна полезная фича, особенно если делаете плату лутом, это металлизация пустых участков. Таким образом площадь травления становится минимальной. Для этого выделяем всю плату (Ctrl+A), и нажимаем кнопочку внизу:
Там же можно установить зазор между дорожками и металлизацией. Ну и, наконец, разберемся как нам эту плату распечатать. Для этого идем в Файл->Печать и видим такое окно:
Нам нужно вывести на печать только дорожки. Поэтому на панели слои убираем все галочки кроме М2. Далее в панели опции ставим галочки: все черным, зеркально все слои (чтобы сохранить этот вид при переводе изображения на плату), ну и можно поставить контур платы, но это уже на ваше усмотрение.
Ну и чтобы не всякий случай делаем несколько шаблонов на листе. Жмем Копии и выставляем количество копий и минимальное расстояние между ними:
Все, можно выводить на печать. Перед этим советую зайти в настройки печати и, если есть, выключить опцию экономии тонера. У меня нет принтера, поэтому я печатаю платы через виртуальный принтер, который их выводит в PDF формате. Затем бросаю на флешку и распечатываю либо на работе, либо в салоне печати. На этом заканчиваем краткий обзор программы Sprint Layout 6.
СКАЧАТЬ SPRINT LAYOUT 6.0 (RUS)
Автотрассировка — Sprint-Layout 6.0 — САПР — Инструкции
В состав Sprint-Layout входит простейший автотрассировщик по принципу «от точки до точки». Таким образом, ему доступна прокладка проводника между двумя точками. Эти две точки определяются виртуальными Линиями связи. Автотрассировщик не предназначен для полного завершения соединений по всем линиям связи на плате. Такая работа ему недоступна. Для окончательной прокладки проводников это придется сделать вручную.
Автотрассировщик в Sprint-Layout прост в использовании. Он не требует предварительных настроек. Он также прост, как и данное приложение.
Для использования режима автотрассировки следует нажать на соответствующую кнопку на панели графики:
При этом над рабочим полем появится дополнительная панель:
Ширина проводника:
В этом окошке следует ввести значение ширины проводника для текущего соединения.
Зазор:
В этом окошке вводится расстояние до других проводящих элементов, на котором разрешается прокладывать проводник.
Привязка к текущей сетке:
Этот выбор требует от автотрассировщика прокладывать проводники по установленному в данный момент шагу сетки (или с определенным коэффициентом). Результирующий шаг сетки отображается ниже.
Автотрассировка линий связи
Выбор требуемого соединиения производится курсором. Как только курсор попадает на Линию связи, это соединение приобретает цвет выделенного элемента. Щелчком левой кнопки мышки дается команда на замену виртуальной линии проводником.
Вариант выполнения двух соединений
Перед командой следует проверить, на каком слое находится выбранная линия связи, т.к. прокладка проводника происходит на активном слое.
Автотрассировщик ищет кратчайший путь между соединяемыми площадками. Это обеспечивает минимальную длину проводника с учетом имеющихся препятствий:
● Элементов на активном слое
● Отверстий
После нахождения доступного пути прокладывается проводник. Результат работы автотрассировщика отображается на дополнительной панели в окне
Состояние.
Проводник, проложенный автотрассировщиком, имеет посередине тонкую линию, отличающуюся по цвету. Таким образом, не составляет труда отличить его (в режиме автотрассировки) от проводника, проложенного вручную.
Восстановление линии связи
В любой момент можно удалить автоматически проложенный проводник с восстановлением виртуальной линии связи. Для этого в режиме автотрассировки достаточно произвести щелчок по соответствующему проводнику.
Изменение проводника
Проводник, проложенный автотрассировщиком может быть отредактирован, как и проложенный вручную. Могут быть изменены ширина, расположение узловых точек и т.п.
Рекомендации по использованию автотрассировщика
Если на плате существует большое количество линий связи, начинать автотрассировку следует с самых коротких и простых. Необходимо учесть, что проложенные проводники могут «заблокировать» пути трассировки для некоторых соединений. В некоторых случаях придется удалять проложенный проводник для поиска иного пути. Иногда могут потребоваться многократные изменения для получения приемлемого результата.
Автотрассировщик найдет наибольшее количество правильных решений, если линии связи будут минимальны по длине и иметь меньшее число пересечений. При расстановке элементов на плате следует стараться выполнить эти условия. Для полного завершения работы во многих случаях придется прокладывать проводники вручную, используя переходные отверстия, перемычки и т.п..
Настройка интерфейса — Sprint-Layout 6.0 — САПР — Инструкции
Для настройки программы под свои требования следует выбрать Настройка… в меню Интерфейс.
В появившемся диалоговом окне можно произвести практически все установки работы программы Sprint-Layout.
Основные установки
Единицы
Здесь можно установить основные единицы, которые будут использованы в программе Sprint-Layout: мм или милы (1 мил = 1/1000 дюйма).
Эти единицы также можно выбрать, щелкнув левой кнопкой мышки по символу размерности в левом верхнем углу схождения измерительных линеек Sprint-Layout.
Отверстия
Выбор режима отображения сквозных отверстий в плате. Они могут быть цвета рабочего поля (как бы прозрачные), белые (для лучшей идентификации) или черные.
Панорама
Активация режима отображения в миниатюре видимого участка рабочего поля ярко-зеленого цвета на фоне темно-зеленой платы. Панорама появляется в нижней части панели графики.
Затемнять металлизацию
Выбор отображения автоматически нанесенной металлизации в цвете, который немного темнее цвета слоя, на который она нанесена. Функция предназначена для более правильного визуального восприятия поверхности (легкое отличие полигонов от металлизации).
Отображать металлизацию сквозь слои
При выборе этого режима будет видна конфигурация металлизации всех слоев, независимо от активного слоя. Это может быть полезным при установке переходных отверстий.
Учитывать виртуальные связи в режиме контроля
При выборе этой функции, в режиме контроля проводников будут подсвечиваться все проводящие элементы, имеющие даже только виртуальные соединения.
Мерцание в режиме контроля
При этом выборе, проверяемые соединения в режиме контроля будут периодически менять свою яркость. Мерцание проявится также при выделении элементов на панели фильтра поиска.
Клавиша CTRL для запоминания настроек
При выделении элемента на рабочем поле, в нижней части панели графики красным цветом отобразятся параметры этого элемента (например, контактной площадки). Если при этом нажать клавишу CTRL, параметры будут занесены в буферную память и при следующей установке такого элемента автоматически ему придадутся.
Ограничить толщину линий шрифта (мин. 0.15 мм)
Эта функция эквивалентна ограничению высоты текста таким образом, чтобы при нормальных пропорциях толщина линии не была меньше 0.15 мм. Это ограничение вводится из-за невозможности большинства производителей плат наносить такие линии на слой шелкографии.
Обозначение и номинал изменяют ориентацию при поворотах
При выборе этой функции, текст схемного обозначения и номинал, привязанные к компоненту, при поворотах этого компонента будут поворачиваться таким образом, чтобы обеспечить нормальную читаемость.
Оптимизация узловых точек
При активации этой функции Sprint-Layout будет автоматически удалять лишние узлы на прямых линиях.
Начало координат при экспорте CAM (Gerber/Excellon/HPGL)
Обычно выбранное начало координат платы должно быть передано при экспорте в CAM-программы. Если эту функцию отключить, начало координат будет автоматически принято в левом верхнем углу платы.
Цвета
Если Вас не удовлетворяет цветовая схема Sprint-Layout, можете самостоятельно выбрать раскладку цветов.
Существует четыре варианта цветовых схем:
● По умолчанию
● Пользовательская 1
● Пользовательская 2
● Пользовательская 3
Цветовая схема По умолчанию предопределена программой Sprint-Layout и не может быть изменена.
Пользовательские 1..3 варианты цветовых схем могут быть изменены в любой момент по Вашему желанию.
Для изменения цветовой схемы следует установить один из доступных для изменения вариантов. Теперь можно, щелкая левой кнопкой мышки по цвету выбранного слоя, определять желаемый цвет в появляющемся окне палитры цветов.
Кнопка По умолчанию возвращает цвета установленного варианта к стандартным настройкам Sprint-Layout.
Директории файлов
В этом окне можно назначить директории для файлов, используемых программой Sprint-Layout.
При каждом запуске программы Sprint-Layout, эти директории будут установлены для работы с соответствующими файлами.
Нажимая кнопки «…«, можно изменять требуемые директории.
=================Совет:
Оставьте поля пустыми, если хотите использовать директорию по умолчанию.————————
Установив разрешение на Использовать папку файлов Layout для всех видов файлов, Вы даете команду программе всегда по умолчанию обращаться только к этой папке. Эта функция полезна, если хранить все файлы проекта в одном месте.
Библиотека
Директория библиотеки предназначена для хранения макросов и библиотеки компонентов. В этой директории находятся все макросы, поставляемые с программой.
Нажав на кнопку Изменить…, можно выбрать другую директорию. Это придется сделать, если по какой-либо причине пришлось переместить библиотеку в другое место.
Кнопка Сброс восстанавливает путь к библиотеке, назначенный по умолчанию.
Возврат
Команда возврата (отмены действия) в Sprint-Layout предусматривает запоминание 50 шагов, на которые можно вернуться в случае необходимости. Запоминание произведенных действий требует определенного количества памяти и быстродействия компьютера, особенно при больших проектах. Как правило, при этом проблем не возникает, однако, на старых компьютерах с невысоким быстродействием не следует выбирать большие значения.
Imax
Максимально допустимый ток проводника для этих условий будет отображаться в панели свойств.
Это значение является весьма приблизительным. Реальное значение зависит от таких факторов, как окружающая температура, наличие обдува и т.п. Разработчики программы не гарантируют достоверного разультата.
Тем не менее, даже грубая информация может быть полезна. В данном случае для расчета используются два основных параметра: толшина меди на плате (в основном, 35µm) и максимально допустимая температура (рекомендуемое значение 20°). Эти параметры можно изменять для конкретных условий.
Клавиши
В этом окне можно выбрать клавиши для назначения их некоторым командам программы Sprint-Layout.
Выделив команду в перечне, следует в поле Выбрать нажать не стрелку и в выпадающем списке назначить выделенной команде требуемую клавишу.
Прицел
При желании к курсору программы Sprint-Layout можно привязать дополнительные элементы.
Сохранение
Эта функция позволяет периодически создавать резервный файл разработки. Это полезно в случаях пропажи сетевого питания, если файл еще не был сохранен вручную. Файл сохраняется в директории проекта и имеет расширение «.bak», которое при необходимости следует переименовать в оригинальное.
Sprint Layout 6.0 — Что нового?
По российским торрент-трекерам давно гуляет Sprint Layout версии 6-ой, однако на самом деле это сборка Sprint Layout пятой версии с дополнительными библиотеками и прочими улучшениями. Настоящая же 6-ая версия популярной программы для рисования печатных плат Sprint Layout вышла совсем недавно — в конце 2012 года. В данном обзоре пробежимся по основным изменениям в программе.
Сглаживание (Anti-Aliasing)
Графическое представление в Sprint-Layout улучшено за счет использования технологии сглаживания.
Более высокое разрешение и точность
Разрешение и точность Sprint-Layout увеличено в десять раз. Это касается также настроек сетки и максимального размера увеличения. Так что при работе с очень тонкой структуры нет никаких проблем.
Компоненты
В Sprint-Layout добавлена возможность отображать и управлять компонентами, включая идентификатор (ID) и значение (Value). Также доступен список компонентов.
Pick + Place данные
Sprint-Layout теперь может создавать и экспортировать файлы Pick + Place. Эти файлы необходимы для автоматизированной сборки, плат с элементами SMD.
Импорт Gerber
Возможность импорта Gerber позволяет загружать вспомогательные файлы Gerber и конвертировать их в готовый макет в Sprint-Layout.
Мультивыбор — Одновременное редактирование нескольких элементов
При помощи панели свойств теперь можно одновременно редактировать так много элементов, как вы хотите.
Селектор
Новый селектор является мощным инструментом. С помощью этого инструмента вы можете найти и выбрать элементы своего макета и редактировать их одновременно с помощью новой функции мультивыбора. Например, вы можете выбрать и отредактировать все контактные площадки в определенную форму или сверловку.
Автоматический режим захвата
Этот новый режим захвата облегчает размещение контактных площадок или дорожек.Всякий раз, когда мышь приближается к точке захвата, она захватывается этой точкой, и помогает вам точно подключиться. Это особенно очень полезно, если некоторые соединения находятся за сеткой (сеткой).
Резиновые (тянущиеся) дорожки
При перемещении элементов дорожки они сохраняют связь, т.е тянуться.
Прямоугольник
С новым режимом рисования прямоугольника можно легко рисовать прямоугольники (дорожки или зоны).
Горячие клавиши сетки
Клавиши 1… 9 на клавиатуре теперь изменяют значение шага сетки. Таким образом, вы можете быстро переключаться между параметрами сетки одним нажатием клавиш.
Новое перекрестие
Новое перекрестие теперь участвует в каждом действии. Оно может отображать дополнительные линии 45 ° и числовые значения координат непосредственно на перекрестье.
Круговое расположение
Точное круговое расположение сложной и противной работой.Sprint-Layout теперь имеет специальное помощника для этого. Вы можете видеть результат в предварительной просмотре до завершения действия.
Термобарьер
Если вы используете сквозные отверстия как термобарьеры, теперь можно установить параметры термобарьера для каждого слоя.
Фрезеровка
Экспорт в файл фрезеровки (Изоляционное фрезерование) был полностью переделано.Все отдельные работы по фрезеровке, сверлению или резки теперь будут записываться в один файл сюжета. Таким образом, типичные проблемы, связанные с началом различных файловых предотвращены.
Sprint Layout 6.0 также соддержит много других мелких улучшений
Курс по Sprint Layout 6. Часть 1 — Знакомство с интерфейсом
Скачать актуальную версию Sprint-Layout можно здесь.
Оригинал статьи
Теги:





x
Оценить статью
- Техническая грамотность
- Актуальность материала
- Изложение материала
- Полезность устройства
- Повторяемость устройства
- Орфография
0
Оценить Сбросить
Средний балл статьи: 5 Проголосовало: 2 чел.
.Рисуем печатную плату в Sprint Layout 6.0
Программа Sprint Layout 6 на мой взгляд лучшая в своем роде. Предназначенная она для проектирования печатных плат разного уровня сложности. Программа имеет простой, интуитивно понятный интерфейс. Также она не требует установки, занимает мало места на диске, и на русском языке. Ниже попробуем немного разобраться как пользоваться Sprint Layout.
[примечание] В конце статьи есть ссылка на скачивание программы.[/ note]
При запуске программы мы увидим вот такое окно:
Теперь разберемся с панелями, которые есть в программе. Первая — это панель инструментов. Вот ее вид:
Вторая панель — это панель свойств. Про нее особо рассказать нечего. Здесь задается размер платы, а также при работе с компонентами сюда выводятся их основные свойства.
Панель Макросы — это собственно наша библиотека компонентов. Здесь ищем нужный нам компонент и перетаскиваем на плату.Если нужного компонента нет, можно его добавить. Для этого рисуем его контактные площадки и контур корпуса:
Затем выделяем:
Жмем на значок сохранить на панели Макросов:
Вводим название и нажимаем сохранить.
: После нашего вызова в списке макросов и мы в любое время можем добавить его на плату.
Ниже приведен рисунок простой печатной платы для инверторного БП.
Внизу есть еще панель слоев. Выбираем тот слой на котором рисуем. М1, М2 — верхний и нижний слой дорожек соответственно. К1, К2 — шелкография. О — слой контурный. Как видно они обозначены разными цветами, все интуитивно понятно.
Кстати каждый компонент на плате можно подписать. Это иногда удобно когда делаете плату без схемы. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши по нужному компоненту и в выпадающем списке выбираем «название»:
Ну и собственно называем компонент:
Теперь при наведении видим его название:
Еще одна полезная фича, особенно если делаете плату лутом, это металлизация пустых участков.Таким образом площадь травления становится минимальной. Для этого выделяем всю плату (Ctrl + A), и нажимаем кнопочку внизу:
Там же можно установить зазор между дорожками и металлизацией. Ну и, наконец, разберемся как нам эту плату распечатать. Для этого идем в Файл-> Печать и видим такое окно:
Нам нужно вывести на печать только дорожки. Поэтому на панели убираем все галочки кроме М2. Далее в опции ставим галочки: все черным, зеркально все слои (чтобы сохранить при переводе изображения на эту плату), ну и можно поставить контур платы, но это уже на ваше усмотрение.
Ну и чтобы не всякий случай делаем несколько шаблонов на листе. Жмем Копии и выставляем количество копий и минимальное расстояние между ними:
Все, можно выводить на печать. Перед этим советую зайти в настройки и печать, если есть, выключить опцию экономии тонера. У меня нет принтера, поэтому я печатаю платы через виртуальный принтер, который их выводит в формате PDF. Затем бросаю на флешку и распечатываю либо на работе, либо в салоне печати.На этом заканчиваем краткий обзор программы Sprint Layout 6.
СКАЧАТЬ SPRINT LAYOUT 6.0 (RUS)
.Новое в Sprint-Layout 6.0 — Sprint-Layout 6.0 — САПР — Инструкции
Сглаживание
Изображение графических образов в Sprint-Layout значительно улучшено за счет использования технологий сглаживания.
Повышение разрешения и точности
Разрешающая способность рабочего поля Sprint-Layoutена в десятикратном размере. Это касается как отображаемой Сетки, так и максимально возможного Масштаба. Достигнутое разрешение позволяет создавать с высокой точностью.
Компоненты
Sprint-Layout теперь может оперировать понятием Компонент, дополнительно включающим в себя схемное обозначение и номинал (наименование). Доступен Перечень компонентов, входящий в состав разработки.
Метка установки
Sprint-Layout создает файлы установки. Эта метка необходима для автоматизированных линий монтажа smd-компонентов.
Импорт файлов Gerber
Импорт файлов Gerber значительно расширяет возможности программы Sprint-Layout.Теперь можно просматривать файлы серьезных приложений (P-CAD, например), созданные в формате Gerber, и создать на их основе файлы * .lay.
Многофункциональный выбор
С помощью Панели свойств требуется после выделения области на рабочем поле, можно выбрать тип элементов, которые отредактировать.
Фильтр поиска
Новая панель Фильтр поиска имеет большие возможности. С ее помощью можно отсортировать элементы разработки по заданным параметрам, выбрав требуемые, отредактировать их в панели свойств.Например, выбрав контактные площадки по ширине бордюра, изменить этот параметр на всех выбранных.
Режим автозахвата
Режим Автозах упрощает соединение проводников с контактными площадками. При приближении проводника к центру контактной площадки происходит автоматическое совмещение узловой точки сегмента проводника с центра площадки. Это особенно при полезно размещении площадок вне растра сетки.
Эластичность соединения
При перемещении элемента с контактной площадкой, соединенной с проводником, проводник будет следовать за изображением, растягиваясь по длине как эластик.
Прямоугольник
Функция создания Прямоугольника значительно упростилось нанесение этих классических фигур на рабочее поле.
Быстрая смена шага сетки
Теперь клавишам 1..9 можно присвоить вызов назначенных Шагов сетки. Таким образом, изменение шага создается обычным вводом цифр на клавиатуре.
Новое перекрестие
В этой программе к стандартному перекрестию можно добавить две дополнительные линии, повернутые влево и вправо по вертикали на углы 45 °, а также отображение текущих координат.
Создание массивов
В диалоговом окне Массив можно создать множество копий выбранных элементов с заданным размещением. В программе Sprint-Layout для этих целей создан специальный помощник. Ему следует указать только вид массива, количество копий и некоторые параметры. Все остальное он сформирует сам.
Термобарьер
Теперь для каждого слоя может быть выбрана своя конфигурация термобарьера.
Файл фрезеровки
В отличие от предыдущей версии Файл фрезеровки имеет иную структуру.Все операции включены в один экспортный файл. Все, связанные с неоднозначностью проблемы начала координат в разных файлах, теперь исчезли.
… ну и еще кое-какие мелочи.
.