Расширение стереобазы схема: Устройство расширения стереобазы

Содержание

Расширение стереобазы «дедовским» методом

Есть много методов расширения стереобазы в миксе, все они в совокупности дают отличный результат на выходе. К этому можно отнести панорамирование, реверберацию, различные эффекты, игру с фазой, задержка между правым и левым каналами, Mid/Side-обработка и даже сатурация и компрессия могут дать нам ширину. Есть масса споров о применении данных методов, так, как на выходе можно получить кашу или много антифазы, что может сделать наш микс нечитаемым в определенных источниках. Конечно, при записи живых инструментов таковой проблемы нет, как правило, звук снимается несколькими микрофонами, снимается сам источник звука и его окружение (помещение), при таком методе записи не требуется накладывать каких-то эффектов, достаточно выставить нужные уровни, почистить и поджать для читаемости исходный сигнал. Но при работе с уже записанными фрагментами (сэмплами) совсем иная картина. При использовании сэмплов смешанных с помещением, с хвостами у нас нет возможности контролировать стереокартину нашего микса в полной мере, что дает очень скверный результат.

В книге «Библия Битмейкера» меня привлек метод, которым пользовались звукоинженеры раньше, он заключается в разделении канала на 2, разведенных до упора налево и направо, противоположно-продублированных с инверсией фазы. Данный метод называется «Левый минус правый» и применялся на аналоговых микшерах.

Огромное преимущество данного способа – это сохранение моносовместимости, то есть, при прослушивании в моно, звук не искажается, но дает хороший результат. Вы можете повторить его в вашем виртуальном микшере, но стоит учитывать, что уровни должны изменятся строго параллельно и прямо-пропорционально, на сколько изменили уровни левого канала, на столько же изменяйте уровень правого. (см. выше)

В FL Studio есть плагин, имитирующий эту цепь — Fruity Stereo Shaper. «Fruity Stereo Shaper. Стереоэффект с возможностью раздельного управления громкостью левого, правого канала и их инвертированных копий, а также их задержкой и сдвигом фазы.

Появился в FL Studio 9» — Википедия. Схема работы этого плагина точно такая же, как и «Левый минус правый», к тому же, он имеет несколько удобных регуляторов и 2 режима работы – PRE и POST, которые подразумевают место в цепочке обработки, соответственно названию режима.

Данный плагин Я использую на малом барабане, так, как очень сложно добиться его живости и глубины, а это очень важно, важно и по той причине, что в миксе стоит оставлять небольшой запас для вокала по середине, иначе они будут конфликтовать. Я ставлю его после эквалайзера, в режиме

PRE, так, как он фактически обрабатывает еще «сухой» звук, выкручиваю ручку PHASE на 90-100% влево, с последующим смещением канала в микшере налево на 5-7%, выкручивая ручку стерео на 100%. Выглядит нелогично, но при суммирование этих смещений совсем не слышно, однако, малый барабан звучит намного шире, при этом без антифазы. Так же, Я направляю малый барабаны на посыл-канал с комнатной реверберацией, что дает еще больше глубины. Еще этот плагин можно использовать на групповом канале всех элементов ритм-секции, после всей обработки, лично у меня это: сатурация, фильтрация, компрессия. После всей обработки ставлю этот плагин уже в режиме
POST
, ручку PHASE до упора влево или вправо, на слух, и получаю еще более широкое звучание, но уже всей ритм-секции. Важно помнить, что, чем больше смещение фазы, тем меньше его слышно и тем меньше его влияние на стереополе. Пробуйте, экспериментируйте, в современном продакшне нет строгих правил.

С вами был Dirty Move Beats, специально для Beatmaker.TV. всем плотного звука!


Способы расширения стереобазы трека — Nch-nch!

Человек прошёл сложный и долгий эволюционный путь для того, чтобы получить способность пространственного восприятия окружающей среды. И сейчас установить точное расположение источников звука вокруг — для каждого из нас дело абсолютно пустяковое.

В саундпродакшне же с приходом «цифры» управлять пространством миксов стало значительно проще, и теперь мы при помощи колонок или наушников слушателя можем погружать его в реальные или совершенно незнакомые ему условия. Что ж, к делу.

Чем стерео отличается от моно

В отличие от моно, где, независимо от количества каналов, слушатель получает одинаковую аудиоинформацию,

стереозвук трёхмерен. То есть, способен передавать информацию о расположении каждого источника звука: слева он или справа, ближе или дальше, перемещается в пространстве или статичен.

По сути, работа со стереобазой позволяет нам, продюсерам управлять размерами и глубиной создаваемого микса, детализацией каждого отдельного инструмента и наращивать драматизм происходящего в треке, что не только приносит удовольствие слушателю, но и облегчает процесс сведения.

Принцип и способы реализации широкого звучания

Базовый принцип работы со стереополем микса лежит на поверхности. Если ты внимательно прочёл вводную часть этой записи, то наверное уже догадался, что по-большому счёту,

стерео это разница между звуком из левого и правого каналов. А что нам может помочь обеспечить эту разницу помимо панорамирования? Правильно, разные уровни громкости, психоакустические эффекты, задержка звука для одного из каналов, mid/side-обработка и отличающиеся параметры обработки в каналах.

Психоакустические эффекты я уже рассматривал отдельно, поэтому в этой записи на них останавливаться не будем

Поговорим о каждом из этих способов подробнее:

Панорамирование и уровни громкости

Как ты, наверное, знаешь, панорамирование инструментов в миксе позволяет смещать их влево или вправо относительно центра. Таким образом, мы можем «расставить» звуки вокруг слушателя, и кроме этого, изменяя уровни их громкости, приближать или удалять любой из инструментов трека.

Начинающие продюсеры часто бросаются панорамировать звуки в крайние положения, рассчитывая таким образом сделать широкий микс, но результат обычно звучит неестественно. Поэтому слушать такие треки (особенно в наушниках) больно тяжело.

Не перегибай палку — панорама не единственный способ расширения стереополя. Используй её по назначению, для

сбалансированного позиционирования звуков.

Задержка звука и эффект Хааса

Если ты не поленился и прочёл книги по теории звука, то должен быть в курсе, что определить положение источника звука нам также помогает наличие и размер задержки, с которой он поступает в наши уши.

То есть, например, звук слева «считывается» левым ухом раньше, чем правым. Вопрос буквально пары десятков миллисекунд, но влияние, оказываемое на восприятие — просто огромное. Во многих источниках такой эффект можно встретить под названием «эффект Хааса».

Реализовать описанный приём можно продублировав дорожку с аудио- или midi-клипом, который нужно обработать, спанорамировать их в разные стороны и один из этих клипов задержать примерно на 5-28ms в ручную или средствами твоей DAW.

Так, в Ableton Live на дорожках для этого есть параметр Track Delay:

Но я обычно использую delay в миллисекундах. В качестве примера возьмём луп тамбурина и для чистоты эксперимента выведем его в моно:

 

Как слышишь, весь звук у нас в центре. Применим эффект Хааса с помощью Simple Delay со следующими настройками (на Utility внимание не обращай, им просто добавил громкости и сделал звук моно):

Послушаем тот же луп теперь:

 

Это всего лишь сделанный за 2 минуты пример, обязательно поэкспериментируй с разными звуками и величиной задержки. Что касается меня, я обычно использую этот приём на ритмичных звучках из верхнего диапазона частот и разного рода fx-ах.

Mid/side (M/S) обработка звука

Тем, кто ещё не сталкивался с понятием mid/side, немного объясню: техника mid/side позволяет по-разному обрабатывать центральную и боковые части звука. Mid в названии означает сумму левого и правого каналов (моно), а side — разницу между ними (стерео).

Таким образом, мы можем, любым эффектом, поддерживающим mid/side-обработку (например, эквалайзером EQ Eigth Ableton Live), усилить стерео-составляющую звука и/или дополнительно её обработать другими эффектами. В одной из будущих записей «Nch-nch!» расскажу об этом способе подробней, а пока двинемся дальше.

Разные параметры обработки или дабл-трек

Ещё один надёжный способ получить широкое звучание — продублировать нужную дорожку, развести их по панораме и применить к ним разные эффекты. Допустим, на одной дорожке повесить едва заметную сатурацию, а на другой ревербератор с низким значением параметра dry/wet.

Я уже частично касался данной темы в записи про дабл-трек, освежи эту информацию в памяти и обязательно поэкспериментируй чтобы понять как это влияет на расширение звука.

Ну и напоследок:

Играем партию разными инструментами

Этот приём перекликается со способом разной обработки, отличие заключается в том, что нам нужно не дублировать один инструмент, а сыграть его партию другим. К примеру, в левом канале у нас по определённой секвенции звучит перкуссионный колокольчик, а в правый канал мы добавляем похожую секвенцию (или ту же, просто чуть заметно обрабатываем звук репитером) высокочастотного синта с металлическим окрасом.

Этого набора приёмов более чем достаточно для того, чтобы твои треки стали звучать широко и «по взрослому». Обязательно поэкспериментируй со всеми способами и проанализируй любимые треки известных исполнителей.

Бас и бочку — в mono

Напомню один важный момент. Все вышеописанные приёмы целесообразно применять на частотах примерно от 120Hz и выше, а вот низкочастотную составляющую микса нужно держать в mono. Ну или хотя бы в центре. Если уж очень хочется получить широко звучащий бас или бочку — используй лееринг.

← Интервью с UNKLE Небольшие советы. Часть 7 →

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 4)

Работа со стереобазой

Иногда случаются такие ситуации, что фонограмма звучит как-то плоско и ей хочется добавить немного объема. Все звучит хорошо, плотно, прозрачно, но весь звук сосредоточен где-то в центре между громкоговорителями. Чтобы исправить ситуацию и сделать фонограмму более объемной, живой, нужно поработать с расширением стереобазы.

Что такое расширитель стереобазы?

Расширитель стереобазы или стереокартины позволяет как бы раздвинуть звук в стороны, фонограмма при этом начинает звучать объемней, а в некоторых случаях и прозрачней. Достигается это за счет увеличения разницы между правым и левым каналом. То есть все источники звука, которые находились не в центре панорамы, отодвигаются в стороны на расстояние, прямо пропорциональное значению расширения.

Но кроме плюсов расширителя стереобазы, у него есть и явные минусы. Расширяясь, стереокартина становится менее плотной, из-за увеличения разницы между каналами, фонограмма становится мононесовместимой. Поэтому прежде чем пользоваться расширителем стереобазы, нужно усвоить несколько правил.

Во-первых, применение расширителя стереобазы должно быть обоснованным. Если ваша фонограмма хорошо звучит и без расширения картины, но Вы хотели бы добавить ей немного объема, то в этом случае безопаснее будет воспользоваться ревербератором (о работе с ревербератором во время мастеринга мы поговорим ниже), чем намеренно искажать фазу звукового сигнала.

Во-вторых, если Вы все же решили работать с расширителем стереобазы, нужно всегда использовать коррелометр. Эта предосторожность позволит Вам во время работы с расширителем сразу же заметить появление противофаз и вовремя остановиться. Появление противофаз делает Вашу фонограмму мононесовместимой и при воспроизведении ее в моно режиме (например, при трансляции по радио или телевидению в моно канале), у Вас полностью пропадут те источники звука, которые находились в центре панорамы, а остальная фонограмма потеряет значительную часть низких и высоких частот, нарушится баланс инструментов и так далее. В общем ничего от того звучания, которое было, не останется.

В-третьих, работая с расширителем стереобазы, всегда прослушивайте фонограмму в моно режиме. Эта предосторожность позволит Вам выявить наличие противофаз на слух. Переключайтесь между стерео и моно режимами во время воспроизведения фонограммы при работающем расширителе. Кроме изменений панорамы, Вы не должны слышать никаких частотных искажений. Можно также попробовать включать и выключать расширитель стереобазы во время воспроизведения фонограммы в режиме моно. Если Вы не слышите никаких изменений в фактуре звука, то можно оставить настройки расширителя такими, какие они есть, а можно продолжать увеличивать разницу между каналами. Если же Вы слышите частотные искажения, потерю высоких частот, или проваливание каких-либо источников звука, нарушение баланса между инструментами, все эти признаки говорят о том, что Вы переусердствовали и в Вашей фонограмме уже присутствуют противофазы, даже если коррелометр их не показывает. В этом случае нужно вернуться на несколько значений назад и проверить звучание фонограммы заново.

Хочу отметить такой любопытный факт, что при работе с расширителем стереобазы всегда хочется добавить еще. И при этом всегда приходится возвращаться назад! Свои порывы нужно уметь сдерживать, иначе уже закончив работу, Вам придется возвращаться назад, на этап работы со стереобазой.

Есть еще один пример переусердствования с расширителем стереобазы. Когда коррелометр показывает плюс, на слух в моно и стерео режимах изменений нет, но фонограмма в середине совершенно пустая. Все источники звука расположены по краям стереокартины, а в центре совсем ничего нет или слышаться какие-то непонятные звуки, неопределенного происхождения. Это разрушение целостности фонограммы, и это явный признак того, что Вы переборщили с расширением стереобазы.

Еще раз повторюсь, не всегда использование расширителя стереобазы оправдано для Вашей фонограммы. Конечно, пользоваться этим прибором или нет, решать только Вам, но существует несколько примеров, для которых использование расширителя будет оправдано и поможет сделать звучание трека лучше:

  • Фонограмма звучит слишком плотно.  Бывают случаи, когда инструментов много, все они звучат примерно из одного и того же места, звуковой картины как таковой нет. Создается такое впечатление, что музыканты сидят друг у друга на головах, и каждый старается переиграть оппонента. В этом случае можно попытаться добавить «воздуха» в фонограмму используя расширитель стереобазы. Звучание станет прозрачнее, инструменты «расползутся»  по сторонам и общий звук перестанет напоминать кашу из инструментов. Но даже работая в такой экстремальной ситуации, не нужно забывать о противофазах, возникающих вследствие работы с расширителем.
  • Фонограмма звучит слишком узко. Ну, в этом случае понятно, что если звучание у фонограммы узкое, вся звуковая картина разместилась на 30 градусах перед слушателем, нужно воспользоваться расширителем стереобазы. Старайтесь только, чтобы при расширении звуковой картины у вас не проваливалась ее середина.

Бывают случаи, когда звуковую картину Вашей фонограммы надо не расширить, а наоборот, сузить. Это называется сужением стереобазы, добиться этого можно с помощью все того же прибора. Достигается это путем уменьшения разности между левым и правым каналами. Здесь не нужно волноваться на счет возникающих противофаз, так как в этом случае эффект прямо противоположный.

Сужение фонограммы оправдано в следующих случаях:

  • Фонограмма звучит слишком широко. Бывает так, что вроде бы все нормально, но каждый инструмент звучит как бы по отдельности, фонограмме не хватает целостности, некой общности. Вот для достижения этой самой целостности, плотности звучания и используют сужение стереобазы.
  • В фонограмме отсутствует середина звуковой картины или середина провалена. В некоторых случаях можно заметить, что все инструменты в звуковой картине фонограммы расположены вокруг центра, а сам центр пустой. В этом случае можно сузить звуковую картину так, чтобы заполнить ее центр. Это добавит звучанию фонограммы плотности, но немного уменьшит ее объем.

Какой расширитель стереобазы выбрать?

Что касается того, какой же именно расширитель стереобазы выбрать, то я очень советовал бы Вам выбрать мастеринговую секцию BrainWorx. Это очень качественный плагин для мастеринга, с помощью которого Вы сможете отдельно прослушать левый, правый и, что особенно важно, центральный канал фонограммы. С помощью этого плагина Вы сможете работать с этими тремя каналами отдельно. На данный момент еще нет плагинов других фирм, которые смогли бы позволить разложить звук на три канала с последующей обработкой… В этот же плагин зашит и расширитель стереобазы. Единственный минус этого программного продукта – это его цена.

Как более бюджетный вариант расширителя стереобазы можно использовать плагин фирмы Nomad Factory серии Blue Tubes. Плагин называется Stereo Imager ST2S-3. Плагин достаточно неплохой и позволит сделать со звуковой картиной вашей фонограммы все, что вам нужно.

Каким бы ни был результат Вашей работы со стереобазой, прежде чем продолжать работу, обязательно проверьте еще раз, все ли у Вас нормально с фонограммой, нет ли противофаз. Это очень ответственный момент, и если Вы пропустите что-нибудь сейчас, то на следующих этапах придется переделывать всю работу.

Как сделать широкий и полный стерео-трек?

Что такое ширина стерео?

Стерео-ширина — это иллюзия левого к правому размеру звукового поля (то есть звуковой сцены или панорамы) в записи, воспринимаемой слушателем. Представьте, что вы стоите на тротуаре, слушая движение в центре города. Вы слышите, как машины постоянно мчатся вперед и назад, слева направо и справа налево. Эта «область звука» довольно широка. Поскольку мы слышим бинаурально, то это трехмерный мир. Но давайте упростимся на мгновение и сосредоточимся на том, что автомобили движутся с одного или другого направления, и мы в основном слышим это движение вперед и назад по звуковому полю, потому что у нас есть два уха, и мы можем понять, где каждый из звуков находится.

Допустим вы записали несколько минут того, что происходит на тротуаре, с помощью стерео-рекордера.  Отбросив качество микрофона, технику и другие факторы, вы услышите грубое представление о том, что вы испытали находясь на улице. Ваша запись покажет, как движение перемещается слева направо и справа налево по звуковому полю, снятому с помощью рекордера. Покажите эту запись кому-то еще, кого там не было, и он сможет представить себе, как это стоять на тротуаре, потому что запись имеет достаточно информации в ней, чтобы воссоздать картину происходящего.

Теперь представьте, если вы используете моно (то есть монофонический диктофон), чтобы захватить то, что вы слышали на тротуаре. Вы услышите гораздо другое представление, потому что в вашей записи отсутствует огромное количество информации. Моно-диктофон имеет только один микрофон (т.е. одно ухо), поэтому он не может захватывать стерео информацию. Ваша запись покажет беспорядок шума двигателя, нечетное количество автомобилей, но всё будет переполнено и неразборчиво.

Таким образом, ширина стерео зависит от стереофонической информации, которую записывают и подают обратно слушателю.  Ширина стерео проста. Вы создаете стерео ширину, создавая или усиливая разницу между левой и правой сторонами звукового поля, которые передаете своим слушателям.

Еще один пример, прежде чем двигаться дальше. Представьте себя сидящим перед сценой с двумя музыкантами, стоящими бок о бок, в нескольких метрах друг от друга. Забывая акустику комнаты и другие факторы, вы фокусируетесь на двух музыкантах, и с вашей точки зрения они будут относительно близки. Поэтому они будут восприниматься из центра звукового поля. Теперь представьте, что каждый музыкант подходит к противоположному концу сцены. Теперь вы воспринимаете их как совершенно отдельные каналы, где разборчиво слышны партии левого музыканта и правого. Они просто «расширили панораму», представляемую вам. Вы можете радикально изменить то, что представляете слушателю — что влияет на их восприятие ширины — просто путем изменения размещения объекта(ов) по отношению к микрофонам, или же выстраивая картину непосредственно в миксе DAW программы.

Когда вы создаете микс, то создаете звуковое поле со слоями звука. Стерео-ширина — это иллюзия размеров звукового поля слева направо. Чем больше вы можете создавать различия между тем, что вы представляете, тем шире будет казаться микс.

Как создавать широкие стереомиксы

Вы можете увеличить ширину стереобазы только в том случае, если она существует в некоторой степени. Сделайте микшер громче, используя различия в левом и правом усилении, времени, тональности, тоне или полярности.

Монозвук — это одноканальный звук, а стерео (стереофонический) использует два канала. Если вы воспроизводите монофонический звук двумя громкоговорителями, вы услышите звук, исходящий из узкой зоны между двумя громкоговорителями (в центре). Это называется фантомным изображением, потому что оно может быть совершенно ощутимым для слушателя. Это может звучать почти так же реально и отчетливо, как звук, который исходит только от левого или правого динамика сам по себе. Фантомное изображение звучит сфокусированным (узким), поскольку каждый громкоговоритель представляет ту же информацию, и нет ничего, что наш мозг может использовать, чтобы установить разницу между звуками, идущими с левого и правого громкоговорителя.

Звучит ли ваш микс слишком узким? Ширина — ключевой компонент современных треков. Многие слушатели прослушивают музыку в стерео наушниках. Мы воспринимаем микс как слишком «узкий», когда чувствуем, что музыка приходит из центра. То есть, центрально помещенные инструменты могут быть прекрасны, если звучат естественно, но вы понимаете, что слушатели это будут воспринимать «в лоб», где панорама не экспансивна или не достаточно убедительна. Вы можете сделать свои миксы более широкими, максимизируя разницу между тем, что вы представляете в левом и правом канале. «Разница» может быть во времени, усилении, компоновке нот, тональности или полярности.

Pan (Panning) используется для настройки «разницы в коэффициентах» между левым и правым каналами. Самый простой способ максимизировать разницу: возьмите два разных звука в вашем миксе, и поместите в противоположные каналы на 100%. Будет максимальное разделение. Чем больше вы «втягиваете их» к центру, чем больше уменьшаете информацию о различиях.

Вы можете использовать синхронизацию, чтобы создать разницу лево-право, задерживая один канал относительно другого. Достаточно сделать задержку в 25мс, чтобы получить стереофонический звук. Если вы экспериментируете с этим, 15 мс задержка является хорошей отправной точкой. Когда определитесь с «шагом», рекомендуем прослушать трек в моно-режиме, чтобы убедиться не была ли создана проблема моносовместимости. Если вы слышите что тон резко меняется и не разборчив в моно, но при этом отчетливо слышен в стерео — это проблема. Также слушайте части атаки нот. Более резкие (гитары, вокал, ударные и т.д.) будут терпеть более короткие задержки, поскольку если она слишком длинная, то получите эффект, отвлекающий слушателя от остальных элементов микса. Звуки с более мягкими или медленными атаками часто будут нормально прослушиваться с задержкой более 20 мс. Подобный эффект дает хорус (с различными современными пресетами). Вы можете создавать тональные различия между левым и правым, выравнивая каждый канал по-разному.  Обычная техника с моно-фортепианными дорожками заключается в том, что эквалайзер слева имеет больше басов и нижней середины, а справа — более высокие средние и высокие частоты. Так создается ощущение движения слева направо.

Миксинг-инженер использует эти методы различными способами для создания или увеличения ширины стерео. Идеи почти бесконечны. Творческий подход зависит от ситуации. Например, реверберация на одной стороне поля будет отличаться от помещения на противоположном канале. Другим вариантом является установка вибрато на один канал, а не на другом, или моно-хорус на одном канале или другом. Популярный эффект «Лесли» Хэммонда, захваченный стерео, эффективно работает, ибо он использует эффект Допплера, который существенно создает синхронизацию и настраивает изменения между тем, что было зафиксировано в левом и правом микрофоне.

Стерео расширители, извлечение атмосферы или другие формы пространственных энхансеров стали очень популярными. Они используют различные комбинации вышеприведенных методов для расширения и углубления звуковой сцены.  Это быстрое решение. Мы предостерегаем от их использования в своих миксах, потому что это может сильно исказить звуковое поле. Используйте плагины экономно и рассматривайте их только на определенных дорожках.

«FreeHaas» и «FreeOutsider» — бесплатные плагины, предлагаемые разработчиками VescoFX. Они будут полезными при сведении и мастеринге. FreeHaas добавляет Haas Delay (см. Эффект Хааса), который можно настроить по своему вкусу. FreeOutsider — гораздо более очевидный эффект. Вы можете их комбинировать, чтобы максимизировать разницу между каналами. Процессоры Mid / Side широко предлагаются для обработки, но это просто корректировка отношения моно к стерео. Они не будут работать так хорошо, как создание дополнительных эффектов. Вот почему многие пространственные энхансеры включают в себя регулятор регулировки Mid/Side. Если источник полностью в моно такие инструменты ни чем не помогут.

Расширение смесей

Объединив различные методы, мы можем воссоздать сложные комбинации бинауральных сигналов, которые наш мозг использует, чтобы определить, где находится звук.  Это достойно отдельной статьи, но вот простой пример. Когда мы слышим звук, идущий слева от нас, наше левое ухо слышит его чуть громче, чуть раньше и немного ярче, чем наше правое ухо. Наш мозг использует эту комбинацию различий в громкости, времени и тоне, чтобы воспринимать, где этот звук находится в трехмерном звуковом поле. Мозг анализирует, что наряду с информацией об окружающей среде (ранние отражения и громкость, временные и тональные различия звуков в окружающей среде) определяет, насколько велика площадь и где находится звук внутри нее. Чем больше информации о местоположении мы можем представить нашему мозгу, тем больше мы можем создать восприятие местоположения, будь то внутри или вне громкоговорителей.

Если вы сидите между любыми двумя громкоговорителями, вы будете слышать оба громкоговорителя с обоими ушами в разной степени, тогда как в наушниках каждое ухо слышит только один громкоговоритель. Поэтому гораздо легче воссоздать эти сложные сигналы, когда вы микшируете в наушниках, потому что вам не придется преодолевать перекрестные помехи.  Создание этих сигналов для наушников может быть таким же простым, как использование бинаурального микрофонного массива для захвата источника, а затем для сохранения этих сигналов в течение всего производственного процесса. Вы также можете добавить сигналы по факту с помощью процессора HRTF (Head Related Transfer Function).

При микшировании для воспроизведения по громкоговорителям единственным способом эффективного воссоздания этих сигналов является поиск способов минимизации воспринимаемых перекрестных помех. Доступны технологии отмены перекрестных помех, такие как QSound, Ambiophonics и BACCH, которые достигают этого в разной степени.  Эти типы фильтров хорошо подходят для ситуаций, когда ваши слушатели сидят в фиксированном положении, перед двумя громкоговорителями, что делает их хорошо подходящими для игровых приложений или небольших портативных устройств. BACCH может быть наиболее перспективным с точки зрения чистой производительности, но, к сожалению, на момент написания этой статьи он оценивается вне диапазона большинства пользователей и производств.

Помимо перекрестных помех существуют и другие проблемы с воспроизведением трехмерного звукового поля двумя громкоговорителями. Невозможно точно узнать, где будет размещаться ваш слушатель, но мы можем быть уверены, что большинство из них не останется в том же положении. Мы также не можем знать, какой уровень производительности их системы прослушивания, будь то моно или стерео. Мы даже не можем догадаться, как динамики будут настроены. Поэтому, если вы планируете создавать сложные бинауральные сигналы в своих миксах, внимательно изучите все возможные конечные точки (наушники, громкоговорители, телевидение, кинотеатр и т.д.). Именно поэтому проверка совместимости с моно и громкоговорителем против совместимости с наушниками так важна. Заказывая профессиональный мастеринг в студии AREFYEV Studio, мы детально проверяем, как Вам трек будет звучать на различных носителях, чтобы наиболее точную картину получил каждый слушатель Вашего творчества!

Сцена, фантомы, КИЗ — Высококачественное звучание аппаратуры © Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин и Залкинд — LiveJournal


Ну, и дела! То мы ханжески ворчим на Hi-Fi-усилитель за неотключаемый тембр,
то всерьез подумываем: «А не причислить ли к неприкасаемому High End’y
дорогущие многоканально-кодированно-электронно-обрабатывающие звук
домашние кинотеатры…

Крайностям не только в мнениях, но и в аппаратуре,
противостоит спасительная середина с более спокойным подходом к звуку и
демократичной ценой. Очертив таким образом границы влияния данного
материала, можно спокойно поговорить об устройстве и принципах работы
электронных процессоров объемного звучания. Тем более, что тему подсказала
редакционная почта с вашими вопросами, уважаемые читатели. Речь пойдет не о
настоящих «театральных» процессорах (например, разработки от Dolby
Laboratries), а о многочисленных Surround’ax, которые обнаруживаются в
современных микро-мини-миди-системах и портативном аудио под этим именем
или, например, под аббревиатурой DSP (Digital Signal Processor).

Здесь пора
первый раз упомянуть «то, чего на свете нет»: мнимые источники звука,
виртуальные образы, если хотите, фантомы или звуковые привидения — «милые и
симпатичные» (любопытная игра слов: привиделся звук…). Коротко говоря,
подавляющее число электронных систем, модифицирующих стереозвучание
музыкальных программ, основано на идее формирования с помощью обычной
стереопары (два разнесенных на определенное расстояние громкоговорителя)
такого акустического поля, которое можно ощутить или в совершенно другой
обстановке (вместо кухни — пространство ревущего от восторга стадиона), или
при увеличении количества источников звука (кинотеатр), или при расширении
звукового пространства (настольная магнитола с голосом системы с двухметровой
стерео-базой). Немного истории по вопросу объемности звучания.

Стерео,
основанное на биноуральном (два уха!) принципе, является самодостаточным. Два
канала давно и прочно утвердились в бытовой аппаратуре, они неплохо
прорисовывают пространственную картину, позволяют локализовать на слух
музыкальные инструменты. Разительное отличие стерео от моно не заставит вас
поменять стереосистему на одинокий до грусти точечный источник звука. А если
применить четыре информационных канала и четыре громкоговорителя?


Квадрофония (Q-sound) оказалась не простым орешком: удорожание было явно
неадекватно достигаемому эффекту. Стерео выстояло, но его позиции в настоящее
время атакуются со стороны энтузиастов многоканального Home Cinema. И вот
рядом с проблемами объемного звука как раз и нашлось место простым
электронным средствам обработки звука: DSP, 3D-sound, Surround, Sound Retrieval
System, Incredible Sound…

Как правило, такие системы с помощью того или иного
схемно-технического решения, оформленного, например, в виде микросхемы,
реализуют один или несколько алгоритмов частотно-фазовой обработки исходного
электрического сигнала. На заре портативных стереомагнитол уже применялись
простейшие схемы искусственного расширения стереобазы, действующие по
методу вычитания.

А вот примеры современных «генераторов звуковых
фантомов»: Digital controlled audio processor (SGS-Thomson, TDA7344), Matrix
surround IC (NEC, PC1853), Spatializer (Desper Products), RSS (Roland), SRS или
Vivid 3D (Hughes), Incredible Sound (Philips Research Laboratories). Существование
этих средств оправдано из-за относительной дешевизны и универсальности. А
самое главное — из-за того, что для проявления дополнительных звуковых
эффектов достаточно одной стереопары.

Элементная база разнообразных
процессоров в настоящее время активно используется разработчиками бытовой
аудиоаппаратуры. Так, например, многие современные модели мини-систем Sharp
и Kenwood оснащены процессорами Sound Retrieval System (SRS) американской
корпорации Hughes; голландский Philips выпускает широкую номенклатуру
аппаратуры (от портативных аудио до ТВ) с функцией Incredible Sound;
в магнитоле Panasonic-«кобра» установлен Spatializer. Надо сказать, что в своем
большинстве DSP довольно близки друг другу по конечному результату.

Давайте
посмотрим на конкретном примере, как используются процессоры DSP. Инженеры
фирмы Sharp разработали на базе SRS-технологии систему виртуального
окружающего звучания — Virtual Surround, которая работает со стереосигналом
любого источника (кассета, CD, LD, ТВ, видео, радио) и не требует
дополнительных громкоговорителей. Дизайнеры сделали две градации
трехмерности звука при виртуальном расширении стереобазы: музыкальный режим
(Virtual I — создается ощущение, что колонки раздвинуты от первоначального
положения), режим кинотеатра (Virtual 2 — возникает иллюзия работы
дополнительных боковых громкоговорителей).

Кроме того, есть возможность
воссоздать акустическую обстановку концертного зала средних размеров (Hall,
заметна реверберация), собора с куполом (Dome, большое время реверберации
проявляется как гулкость многократных отражений) и «живое» пространство
концертной площадки (Live). Истины ради необходимо отметить, что искусственно
приобретенная объемность стоит не только денег, но и связана с нежелательными
артефактами, которые могут проявляться, например, в нарушении тонального
баланса.

Впрочем, такого рода искажения как раз и формируют пространственные
ощущения. А теперь для самых любознательных и терпеливых хочу предложить
разобраться с вопросом: «Как именно с помощью электроники на обычном стерео
достигаются эффекты объемности?» Возьмем за основу материалы о системе,
которая получила широкое распространение в аппаратуре Philips — Incredible
Surround Sound, которая является предметом изобретения Рональда Аартса и
Роберта Деккерса (авторы — сотрудники исследовательской лаборатории Philips).


Стоит лишний раз подчеркнуть, что качество стереозвучания большинства
портативных систем, мультимедийных комплексов и ТВ ограничено малым
расстоянием между громкоговорителями, поэтому электронное расширение
стереобазы часто становится одним из немногих, сравнительно недорогих способов
сделать звучание объемным. Это обстоятельство, по-видимому, и послужило
причиной поиска нового технического решения. Суть изобретения «Расширение
стереобазы при воспроизведении звука — Incredible Sound (невероятный звук)»
поможет понять схема.


На ней изображены: слушатель, блок обработки сигнала,
стереопара, мнимые громкоговорители («фантомы») и картина распространения
прямых (неотраженных) звуковых волн. Показано, что виртуальные источники
фактически расширяют расстояние и угол между левым и правым
громкоговорителем.

Авторы, обобщив данные психоакустических исследований,
проведенных в том числе на реальных людях, получили зависимость изменения
звукового давления в левом и правом ухе при последовательном перемещении
реальн

Каталог радиолюбительских схем. Расширитель стереобазы «Суперстерео».

Каталог радиолюбительских схем. Расширитель стереобазы «Суперстерео».

Расширитель стереобазы «Суперстерео»

Вариант схемы компенсатора, в которой использованы более бесшумные транзисторы ВС108, показан на рис. 1.

Схема работает по такому же принципу компенсации, что и схема «Компенсатор паразитного проникновения сигналов между каналами», но имеет на один каскад меньше. За счет этого ее первый каскад работает по схеме, обеспечивающей высокое входное сопротивление предусилителя. Высокоомность входа создается за счет обратной связи между эмиттером и базой с помощью конденсатора С3 (С4).

Схема отличается тем, что при регулировании двойным потенциометром R1-R2 можно достигнуть очень широкого диапазона компенсации — от монофонического воспроизведения до нормального стереофонического и даже до полностью скомпенсированного «суперстерео».

Выходное напряжение с Т1 (Т2) подается на потенциометр R2 (R2), верхний конец которого связан с коллектором (его напряжение находится в противофазе с входным напряжением), а нижний конец — с эмиттером (его напряжение — в фазе с входным напряжением). В соответствии с положением подвижного контакта потенциометра к базе транзистора T4 от левого канала поступает скомпенсированное напряжение, более или менее сфазированное с основным сигналом в правом канале. Так как кроме основного сигнала здесь существует и паразитный сигнал от левого канала, то путем подбора соответствующего положения подвижного контакта можно обеспечить точную компенсацию паразитного и дополнительно введенного сигналов.

Два потенциометра Rl и R2 расположены на одной оси и имеют линейную характеристику. При положении подвижного контакта между точками a и b на другой канал поступает противофазное компенсирующее напряжение и компенсатор работает в режиме «суперстерео». При нахождении подвижного контакта между точками b и c компенсатор будет работать в режиме нормального стерео, а при самом низком положении, в точке c, на другой канал поступает синфазное полное напряжение и воспроизведение будет монофоническим.

С помощью подстроечного потенциометра R3 создается предварительное выравнивание усиления в двух каналах. При напряжении питания 18 В этот компенсатор потребляет 3—5 мА.





Waves Complete v11.0.55.0 FX Bundle VST, VST3, AAX (x64) Автономный установщик [En] (2020)

2_band_HF_noise_reducer.nksfx (3,22 кБ)
4_band_noise_reducer.nksfx (3,22 кБ) 9000fx (3,42 кБ)
Acoustic_B.nksfx (3,32 кБ)
Acoustic_Body.nksfx (3,42 кБ)
Acoustic_Percussive.nksfx (3,39 кБ)
Alto_Saxophone.nksfx (3,42 кБ)
BD_in_A.nksfx (3,27 кБайт) .nksfx (3,20 кБ)
BD_out.nksfx (3,32 кБ)
Резервная копия.nksfx (3,39 кБ)
Basic_multi.nksfx (3,27 кБ)
BassComp_De_Esser.nksfx (3,28 кБ)
BassComp_HiFreqLimit.nksfx (3,26 кБ)
Bass_A.nks_0002 nksfks (3.32 kBx) 3,32 кБайт (3,32 кБайт) 3,40 кБ)
Bass_with_SC_BD_I.nksfx (3,21 кБ)
Bass_with_SC_BD_II.nksfx (3,18 кБ)
Bass_with_SC_Vox.nksfx (3,23 кБ)
Bleed_High_fx.nksfx (3,23 кБ)
Bleed_High_fx20003 kBx (3,4003) CELEED_High_fx20003 kBx (3,400) 3,39 кБ)
Clean_to_Metallic.nksfx (3,44 кБ)
Congas.nksfx (3,42 кБ)
Cymbals.nksfx (3,38 кБ)
DeEsser_A.nksfx (3,27 кБ)
DeEsser_B.nksfx (3,27 кБ)
DeEsser_C.nksfx (3,20 кБ)
DeEsser_C.nksfx (3,20 кБ)
DeEsser5k_D.n 3,22 кБ)
Default_A.nksfx (3,19 кБ)
Default_B.nksfx (3,24 кБ)
Electric_A.nksfx (3,34 кБ)
Electric_B.nksfx (3,47 кБ)
Electric_C.nksfx (3,40 кБ)
Electric_D.nks )
Electric_E.nksfx (3.39 kB)
Electronic_Drum_Set.nksfx (3.37 kB)
Far_Pad.nksfx (3,35 кБ)
Fat_Fingers.nksfx (3,14 кБ)
Female_Dialogue.nksfx (3,45 кБ)
Floor_Tom_A.nksfx (3,28 кБ)
Floor_Tom_B.nksfx (3,37 кБ)
Flug_Tom_Tom_
3,49 кБ)
Full_Drum_Set.nksfx (3,54 кБ)
HF_Exciter.nksfx (3,27 кБ)
Hard_basic.nksfx (3,37 кБ)
Harsh_Triangle.nksfx (3,23 кБ)
Hi_Hat.nksfx (3,37 kB)
Hi_Hat.nksfx )
House_Kick.nksfx (3.27 kB)
Lead_A.nksfx (3.44 kB)
Lead_B.nksfx (3,34 кБ)
Lead_C.nksfx (3,34 кБ)
Less_Low_Conga.nksfx (3,26 кБ)
Low_level_Enhancer.nksfx (3,40 кБ)
Male_Dialogue.nksfx (3,67 кБайт. nksfx (3,67 кБ) 3,27 кБ)
Mastering_B.nksfx (3,35 кБ)
Mastering_C.nksfx (3,40 кБ)
Metallic_Clean_Chords.nksfx (3,49 кБ)
Multi_Electro_Mastering.nksfx (3,43 кБайт) 9_MxBx2 (3,43 кБ) 9_Mx2. )
OH_B.nksfx (3.37 kB)
PA_Default.nksfx (3,31 кБ)
Piano_A.nksfx (3,50 кБ)
Piano_B.nksfx (3,35 кБ)
Piano_from_Upright_to_Grand.nksfx (3,36 кБ)
Pizzicato_A_.nksfx (
Pizzicato_A_.nksfx (
_BITARFKS)
Pizzicato_A_. 3,42 кБ)
Pooch_Mix_Bus.nksfx (3,48 кБ)
Pooch_Vocal.nksfx (3,31 кБ)
Pop_vocal.nksfx (3,25 кБ)
Presence_A.nksfx (3,29 кБ)
Presence_B.nksFx (3,48 kB) )
Rack_Tom_A.nksfx (3.26 kB)
Rack_Tom_B.nksfx (3,36 кБ)
Rack_Tom_C.nksfx (3,37 кБ)
Rhodes_A.nksfx (3,33 кБ)
Rhodes_B.nksfx (3,32 кБ)
Ringing_Chords.nksfx (3,49 кБ) (3,49 кБ) (3,49 кБ) (3,49 кБ) (3,49 кБ) (3,29 kB) (
Rumble_Rumble_DB) 3,33 кБ)
Saxophone.nksfx (3,41 кБ)
Single_Coil_to_Hum.nksfx (3,40 кБ)
Slap.nksfx (3,11 кБ)
Slow_Attacker.nksfx (3,09 кБ)
Snare_A.nksBx (3,41 kB)
Snare_A.nks_B. )
Snare_Bottom_A.nksfx (3,29 kB)
Snare_Bottom_B.nksfx (3,33 кБ)
Snare_C.nksfx (3,35 кБ)
Strings_A.nksfx (3,18 кБ)
Strings_B.nksfx (3,46 кБ)
Tight_Pad.nksfx (3,39 кБ)
Tom_Removefim_SNRch.nk_leak 3,31 кБ)
Trombone.nksfx (3,44 кБ)
Trumpet.nksfx (3,27 кБ)
Two_Holes.nksfx (3,53 кБ)
UNcompressor.nksfx (3,31 кБ)
Upward_Comp_3dBf.nks_nks_nks (3,15) )
Vocal.nksfx (3,24 кБ)
Voiceover.nksfx (3.25 кБ)
Waves_Wabel_U.nksfx (3,49 кБ)
Wes.nksfx (3,44 кБ)
Wha_Wha.nksfx (3,42 кБ)
Where_is_the_Bass_.nksfx (3,39 кБ)
temp.xps)
temp.xps (1,22 кБ) Расширьте свои горизонты.

Расширяйте свои горизонты.

Столкнулись с жесткими сроками? Предпочитаете заниматься музыкой вместо того, чтобы подрабатывать заранее заданным ученым? Пресеты, включенные в эти продукты, были созданы ведущими инженерами и звукорежиссерами по всему миру и вместе предлагают более 750 новых пресетов, которые можно использовать либо как есть, либо в качестве отправных точек для дальнейшей доработки и настройки.

Creative Impetus
2CAudio гордится тем, что является инновационной компанией и глубоко ценит творчество. Это заставляет нас создавать максимальную гибкость в наших продуктах и ​​избегать искусственных ограничений параметров. Следовательно, Aether допускает более экстремальные диапазоны параметров, чем любой другой ревербератор на рынке. Выигрывает ли он в пресетах, ориентированных на FX, и выходит на территорию, которую не исследуют другие продукты? Абсолютно! Ограничено ли это пресетами, ориентированными на FX? Конечно нет! Чтобы доказать это вам, мы начали разработку расширений предустановок Aether.Первоначальная основная цель этих продуктов — продемонстрировать, насколько универсален Aether, и доказать, что он превосходит все возможности.

Вторичная цель, которая, конечно, также важна, — просто предложить более профессионально разработанные, готовые к использованию пресеты, которые помогут как новичкам, так и профессионалам максимально быстро получить максимальную отдачу от продукта. Пресеты, включенные в эти продукты, были созданы ведущими инженерами и звукорежиссерами по всему миру и вместе предлагают пользователям всех уровней более 750 новых пресетов, которые можно использовать как есть, или использовать в качестве отправных точек для дальнейшей доработки для удовлетворения потребностей пользователей. проект.Добавление всех предустановленных расширений к существующим заводским предустановкам приведет к выбору из более чем 1200 предустановок, а браузер предустановок недавно был усовершенствован трехуровневой системой организации и поиском по ключевым словам, чтобы упростить поиск того, что вы ищете в этом массивная библиотека. Сочетание этих предустановок с функцией частотных профилей Aether в Aether приводит к сотням тысяч возможных вариаций без поворота одной ручки!

Эти предустановленные расширения отражают наши усилия по созданию лучших резервов и используют весь новый Aether 1.5 и 1.6 особенности. Покупка этих расширений совершенно необязательна, но мы настоятельно рекомендуем вам рассмотреть это, поскольку эти дополнительные 750 предустановок определенно демонстрируют некоторые из самых экстраординарных возможностей Aether и действительно повышают его ценность. Выбор остается за вами.

Прецизионное расширение залов
Расширение Aether Precisions Halls Expansion фокусируется на имитации залов высокой точности и больших пространств. Он был создан нашим хорошим другом Денебом Пинджо и предлагает более 200 новых пресетов мирового уровня.Предустановленная работа Дена с Aether и другими продуктами реверберации сторонних производителей за последние три года стала популярной в онлайн-сообществах, таких как Gearslutz и KVR. В течение этого времени Дэн старательно и одержимо настраивал и пересматривал эти пресеты и щедро предлагал множество изменений, которые были высоко оценены сообществом. Его энтузиазм и усилия получили всеобщие аплодисменты, и многие новые пользователи, а также ветераны Aether заявили, что его работа — одна из лучших, которые были сделаны для Aether с точки зрения доступных пресетов.Это расширение представляет его последнюю ревизию, и оно было оптимизировано для Aether 1.6.0, чтобы использовать новые функции, такие как предустановленная передискретизация и опции модуляции. Прибыль от этого продукта будет разделена с Дэном, как многие предлагали, чтобы компенсировать ему огромные усилия, вложенные в этот вклад.
Малое возвышенное расширение
Небольшое возвышенное расширение Aether фокусируется на моделировании камеры, тарелки, атмосферы, комнаты и других разнообразных имитаций. Он был создан нашим хорошим другом Денебом Пинджо и предлагает более 200 новых пресетов мирового уровня.Предустановленная работа Дена с Aether и другими продуктами реверберации сторонних производителей за последние три года стала популярной в онлайн-сообществах, таких как Gearslutz и KVR. В течение этого времени Дэн старательно и одержимо настраивал и пересматривал эти пресеты и щедро предлагал множество изменений, которые были высоко оценены сообществом. Его энтузиазм и усилия получили всеобщие аплодисменты, и многие новые пользователи, а также ветераны Aether заявили, что его работа — одна из лучших, которые были сделаны для Aether с точки зрения доступных пресетов.Это расширение представляет его последнюю ревизию, и оно было оптимизировано для Aether 1.6.0, чтобы использовать новые функции, такие как предустановленная передискретизация и опции модуляции. Прибыль от этого продукта будет разделена с Дэном, как многие предлагали, чтобы компенсировать ему огромные усилия, вложенные в этот вклад.
Расширение целостности эфира
Расширение Aether Integrity Expansion — это набор из 160 новых профессионально разработанных пресетов для Aether. Он фокусируется на ультрареалистичных залах, палатах, комнатах, церквях и небольших инструментальных помещениях.Он разработан, чтобы показать, насколько хорош Aether для традиционных применений реверберации в производстве классической, народной, джазовой, поп, рок и акустической музыки. Расширение Aether Integrity Expansion спроектировано так, чтобы идти в ногу с крупнейшими именами в области аппаратной реверберации и убедительно доказать, что Aether так же превосходен в тонкостях, как и в доведении вещей до крайности.
Расширение творческих возможностей эфира
Расширение Aether Creativity Expansion — это коллекция из 150 новых профессионально разработанных пресетов для Aether.Он разработан для дальнейшего продвижения Aether в категории FX-реверберации за счет использования функций Aether для достижения передовых пространственных эффектов и окружения. Он фокусируется на тематических пресетах, огромных пространствах и FX, которые предназначены для того, чтобы вызвать эмоциональный отклик у художников и исполнителей, которые используют Aether как творческий инструмент и создают композицию непосредственно в нем. Все предустановки Aether Integrity Expansion призваны стать важной частью выступления и превратить его в нечто совершенно потустороннее.
долларов и центов
Все предустановленные расширения Aether оцениваются в скромные 24 доллара.95 каждый при покупке отдельно. Все четыре предустановленных расширения можно приобрести вместе одновременно по цене пакета 69,95 долларов США — 30% экономии. Новые клиенты могут приобрести как Aether, так и все предустановленные расширения по цене 299,95 долларов, что фактически дает 50% -ную экономию на предустановленных расширениях. Все четыре предустановленных расширения также входят в состав The Perfect Storm Bundle. Схема расширения

— определение — английский

Пример предложений с «схемой расширения», память переводов

oj4Схема расширения бизнеса и схема начального капиталаOpenSubtitles2018.v3 Компания устанавливает новую роторную машину … Компания также имеет схему расширения … EurLex-2 Ресурсы также должны быть доступны государствам-членам и регионам в качестве финансовой поддержки схем расширения широкополосной связи. необходимые реабилитации и расширения # схемы были восстановлены в период между WikiMatrixA.V. Роу построил 287 самолетов Audax в рамках программы расширения RAF в течение 1935–1937 годов. Схема расширения WikiMatrix E включала цель в 500 истребителей всех типов к началу 1938 года.Директора компаний были склонны уклоняться от дорогостоящих схем расширения, делая упор прежде всего на дивиденды.EurLex-2Title: Схема расширения бизнеса и схема начального капиталаLASER-wikipedia2 Программный бюджет был использован для создания схемы расширения малого бизнеса в Санкт-Спрингере. При достаточной интенсивности резонансного обертона эффекты искажения становятся слишком сильными для использования схемы расширения.EurLex-2 1 июля 2004 г. была введена схема более низких аэропортовых сборов («Схема расширения новых и существующих маршрутов») под названием NERES.WikiMatrix Однако спешка для завершения этой схемы быстрого расширения привела к гибели 997 сотрудников и еще 700 раненым. Южно-Стаффордширская линия между Стоурбриджем и Уолсоллом должна быть вновь открыта в рамках схемы расширения метро Midland. Схема расширения бизнеса для музыки Эта программа предоставляет налоговые льготы инвесторам в новые и появляющиеся коммерческие музыкальные группы или группы.Патенты-wipo Использование «открытой» схемы неограниченного расширения данных позволяет избежать узких мест, связанных с базовым хранилищем данных, когда объем накопленных данных становится большим. EURLex-2 Это можно только приветствовать. Ресурсы также должны быть доступны государствам-членам и регионам в качестве финансовой поддержки схем расширения широкополосной связи.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *