Усилитель 6ф3п манакова: Усилитель на 6Ф3П по схеме А. Манакова — 2

Усилитель на 6Ф3П по схеме А. Манакова — 2

Давненько ничего не писал. Дела, суета, повседневные проблемы…
Вся позапрошлая неделя прошла в подготовке к очередной командировке на Свирь. 31 марта и 1 апреля мы там побывали. «Зимняя» дорога растаяла, причём, местами, поэтому последние километры по лесу — это незабываемые впечатления!
Пытался даже выйти в Инет через мобильный  модем «Мегафона». Гадость я вам скажу, ещё та! Это только в рекламе всё красиво… Страничка открывается 4-5 минут, письмо загружается примерно столько же. Вобщем, меня хватило только на одно сообщение на форуме ОДЛР. При том при всём, телефонная связь этого же оператора работает нормально.
Реки ещё стоят, только Нева вскрылась. Погода была теплой и солнечной. Как всегда, «отравился» кислородом и «оглушило» тишиной.  1 апреля вечером был дома.
В пятницу изготовил некое подобие «задней панели» — просто на уголке закрепил нужные разъемы:

На фото: уголок с разъёмами.

В субботу, 3-го апреля, снова побывал на Юноне, прикупил недостающий дроссель Др-5-0,08 и кое-что по мелочам. Кстати, я ошибался — этот дроссель применялся в цветных телевизорах УЛПЦТ-59/61, а не в УНТ, как я думал (Кузинец «Узлы ТВ приёмников», 1987 г, стр. 17). Вечером на куске стального листа закрепил трансформатор, уголок и блоки:

 

На фото: все узлы установлены на шасси.

В воскресенье ничего не делал, т.к. был большой праздник — Пасха.

Вся следующая неделя то же была какая-то суетная. За пару вечеров закончил монтаж блоков на шасси, ещё раз всё тщательно проверил, подключил эквивалент нагрузки (проволочные резисторы на 5,1 Ом) и произвёл первое включение:

На фото: первое включение усилителя.

Проверил режимы по постоянному току — всё в пределах нормы. Затем подключил ко входу CD проигрыватель «Pioneer PD-204», а вместо одного из эквивалентов — пассивную компьютерную колонку  «Microlab Solo-1». Немного послушал — работает и вроде бы неплохо. Громко не включал, т.к. было уже довольно поздно. Так же прослушал и второй канал. На этом закончил.
На другой день решил послушать «по-настоящему» 🙂 Подключил АС «B&W DM601», источник тот же. Слушал фрагментарно музыку разных жанров, от классики до рока. Общее впечатление — неважно, точнее, плохо. Звук «вялый», чувствуется ограничение частотного диапазона и снизу, и сверху. Звучит, как будто вата в ушах. Нет, я, конечно, понимал, что от этих трансформаторов много не получишь и был морально готов к этому. Но что бы вот так хреновенько…
Вобщем, сильно расстроился — трансформаторы нужно менять.  Вспомнил про свои старые трансформаторы, которые я расчитывал и мотал для SE на 6П3С ещё в начале 2000-х. Один из вечеров целиком потратил на «поисковые раскопки» в кладовке. Таки нашёл!

На фото — старые самодельные трансформаторы (аккумулятор АА для сравнения).

Демонтировал  TW4SE и на проводках подключил эти трансформаторы. Проверил режимы — они изменились, но всё в пределах нормы. После этого снова устроил «прослушивание».

На фото: усилитель с самодельными трансформаторами.

Общее впечатление — день и ночь! Откуда что взялось. В первую очередь, «вынули вату из ушей» :). Звук стал чётким, сбалансированным. Серединка и верха звучат красиво, глубокого баса нет, но он чёткий и собранный. Одним словом, понравилось.
Теперь встал обычный вопрос: что делать? Пока что попробую «поиграть» с режимами ламп. Если добьюсь «нужного» звука, оставлю эти трансформаторы. При этом плату придётся отпилить и переделать монтаж. Одно могу сказать точно: TW4SE обратно я ставить не буду.

 

Усилитель на 6Ф3П. Небольшая доработка

Усилитель на 6Ф3П. Небольшая доработка

После пары дней прослушивания усилителя на домашней акустике обнаружил «вдруг» появившийся шум наводок в динамиках. С чего бы это? Стал анализировать. Вспомнил. Тестовые прослушивания проводил в корпусе, но без нижней металлической крышки, которую доделал позже.
Семен Семеныч! Крышку ведь тоже нужно «посадить» на землю. Сделал. Попутно обнаружил еще одну неприятность — при регулировке громкости идут наводки от тела через движки переменных резисторов-регуляторов громкости. Заземлил и их.
Теперь шум от наводок исчезающе мал. Ухо вплотную к колонке, в комнате тишина — слышу что-то едва уловимое.

В оригинальной схеме есть антизвонный резистор на 560 Ом. Многие, в том числе и автор (Анатолий Манаков), рекомендуют его убрать при отсутствии проблем с самовозбуждением лампы. Попробовал и я. Оказалось — без него лучше! Микродинамика ощутимо возросла.

Также поэкспериментировал с электролитом в катоде триода (150 МкФ х 16В). Для начала убрал его. Опять значительное улучшение микродинамики! Однако, выходная мощность стала ощутимо ниже. Стал пробовать разные варианты электролитов с шунтированием или без. Все не то.

Плюнул на это дело и заказал нормальные электролиты «для аудио» (в данном случае — 220мкф х 16в Nichicon FG Muse).
Сегодня поставил их. Теперь я доволен! Микродинамика такая же, как и без электролита, а выходная мощность при этом не падает. Шунты пробовал разные. Не нужны они тут.

Пожалуй, на этом все. Усилитель окончательно собран. Работа над этим проектом завершена!

6Ф3П | Sergei Klimanski




Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Если эту поговорку переиначить под аудиофила, то получится что лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть. Я много в интернете встречал восторгов по поводу этой простой конструкции и решил ее воспроизвести ( с поправкой на то, что было под руками ). Я грешным делом скептически относился к этой конструкции Анатолия Манакова, но когда наконец ее собрал и послушал, то скажу что я погорячился.  Спасибо г-ну Манакову за его работу и огромную энергию по продвижению этой конструкции. Звучит очень неплохо, даже по басам, которых от ТВЗ вроде бы и ожидать не приходилось… В общем, я получил коллоссальное удовольствие от прослушивания. ( Источник – CD mini Denon, колонки 8 Ом ART-312 от RCF чувствительностью 98 dB ). И надо заметить, что это при каменных диодах в выпрямителе, при отсутствии блокировочных конденсаторов на электролитах, короче при отсутствии какой-либо доводки – слушал пока только макет. Вот схема.

6d1843d0bf1

Результаты измерений. АЧХ ( Гц ) на уровне ноль дБ ( 0,775 Вольт на выходе ):

ток анода 25 мА                         ток анода 45 мА

минус 1  дБ                                      22 – 24000                                      50 – 15700

минус 3 дБ                                       21 – 27000                                      41 – 18000

макс неискаж. выходное

напряжения на нагр 6.8 Ома. –     4.0    В                                          3.4  В

Из результатов измерений следует, что нет резона загонять пентод в такой жесткий режим как предлагает Манаков ( 45 мА и 290 Вольт на аноде ), а может быть вполне достаточно 25 – 30 мА. Разницы в звучании между 25 и 45 мА я не заметил, только при токе 45 ма при том же уровне рукоятки громкости усилитель играет чуть громче – по приборам эта разница составляет всего лишь 1 дБ.

Тем, кто захочет повторить эту конструкцию я хочу напомнить, что по паспорту на лампу 6Ф3П максимально допустимое напряжение на аноде пентода 275 Вольт, на второй сетке и того меньше – 250 Вольт и максимально допустимая рассеиваемая мощность на аноде пентода 8 Ватт. Так что думайте сами, решайте сами…

Так как  лампа работает с превышением предельно допустимых параметров сразу по трем из них ( напряжение на аноде, напряжение на второй сетке и рассеиваемая на аноде мощность) есть смысл принять специальные меры для стабилизации тока анода. Ниже приведена ранее сделанная схемка ( правда для другого значения тока анода, но надо только подкорректировать некоторые номиналы ).

6f3p_opt1

Тестовый УНЧ на 6Ф3П — мои творения — LiveJournal

При тестировании различных конструкций ламповых приемников возникла необходимость в постройке простого лампового УНЧ, имеющего довольно хорошее усиление и согласованность с любым источником звука.

В ходе различных экспериментов и опробования разных вариантов родилась вот такая схема :

                                                                    

Итак, рассмотрим схему этого усилителя :

Входной сигнал через разделительный конденсатор С6 поступает на регулятор громкости R12 , который в свою очередь задает смещение по постоянке на сетке левого по схеме триода 6н3п тем самым регулируя усиление каскада. Левый по схеме триод 6н3п включен катодным повторителем имеющий большое входное сопротивление ,  обеспечивая согласованность с любым источником звука. Правый по схеме триод 6н3п включен как предварительный усилитель . Связь катодного повторителя и предварительного усилителя выбрана прямая, без разделительного конденсатора , поскольку обеспечивает максимальное прохождение частот звукогового сигнала . В ходе экспериментов выяснилось, что именно такая связка обеспечивает наиболее сочный и красочный звук.

С предварительного усилителя сигнал через разделительный конденсатор С7 сигнал поступает на триод лампы 6ф3п , где усиливается и подается через конденсатор С8 на усилитель мощности, выполненый на пентодной части 6ф3п в триодном включени . Такое включение дает меньшее усиление , по сравнению с пентодом, но звук более мягкий.

Резисторы R8,R9,R10,R15 антивозбудные , снижающие вероятность возбуждения усилителя в целом.

Конструктивно усилитель я сделал в корпусе — крыжечке, за что получил по ушам от коллег по увлечению 🙂

выглядит это безобразие вот так:



Трансформатора ТВЗ мне найти не удалось , поэтому поставил трансформатор кадровой развертки от лампового телевизора ТВК-110-Л-2 .   Звук с этим трансформатор сильно обогащен нижними частотами и обеднен высокими …..но это тестовый УНЧ , по этому данная сторона вопроса мне несильно важна.

6Ф3П – audioGO

Цоколевка лампы 6ф3п

  • Катод – оксидный косвенного накала
  • Работает в любом положении
  • Выпускается в стеклянном пальчиковом оформлении
  • Срок службы – не менее 500 час.
  • Цоколь – штырьковый с пуговичным дном
  • Штырьков – 9.
  • Междуэлектродные емкости, пФ:
  • Входная триода – 2,2
  • Входная пентода – 9,3
  • Выходная триода – около 0,4
  • Выходная пентода – 8,5
  • Проходная триода – 3,7
  • Проходная пентода – 0,3
  • Между анодом триода и первой сеткой пентода – 0,02.

Аналоги: ECL82 (Tesla), 6BM8, 6PL12.

Номинальные электрические данные триодной части
лампы 6Ф3П

Напряжение накала, В 6,3
Ток в цепи накала, мА 850
Напряжение на аноде, В 170
Напряжение смещения на первой сетке, В -1,5
Ток в цепи анода, мА 2,5
Крутизна характеристики, мА/В 2,5
Коэффициент усиления 75

Номинальные электрические данные пентодной части
лампы 6Ф3П

Напряжение на аноде, В 170
Напряжение на второй сетке, В 170
Напряжение смещения на первой сетке, В
-11,5
Ток в цепи анода, мА 41
Ток в цепи второй сетки, мА 14
Крутизна характеристики, мА/В 7
Внутреннее сопротивление, кОм 15

Триод-Пентод 6Ф3П Характеристики

Интересные ссылки в тему:
Ламповый усилитель на 6ф3п
http://bsvi.ru/lampovyj-usilitel-na-6f3p/

Схемы на лампе 6Ф3П
http://www.radiolamps.ru/articles/tube/6f3p.html

Ламповый усилитель на 6Ф3П Манакова
http://www.radiolamps.ru/articles/se/tubeamp_41.html

Аудиопортал форум Тема: Усилитель 6Ф3П
http://audioportal.hi-fi.ru/showthread.php/3622-%D3%F1%E8%EB%E8%F2%E5%EB%FC-6%D43%CF

Selfsplit на 6Ф3П и ТВЗ-1-6
http://klimanski.com/?tag=6%D1%843%D0%BF

Ламповый УНЧ на 6Ф3П и ТВЗ 1-9, стабилизация тока анода
_http://klimanski.com/?p=167

Ламповый усилитель начального уровня на 6Ф3П, 6Ф5П
http://datagor.ru/amplifiers/tubes/947-lampovyy-usilitel-nachalnogo-urovnya-na-6f3p-6f5p.html

Высококачественный однотактный усилитель мощности Манакова

Автор схемы этого усилителя занимается конструированием высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры с 1963 года. По моему мнению, он немало преуспел в этом. Конструкции его имеют отличное звучание, легко повторяющиеся и заслуженные успех даже у начинающих. Я лишь (с разрешения автора) изложу особенности его работы.

Вниманию предлагается простая оригинальная схема усилителя мощности в двух читателях.Первый — бюджетный, с автоматическим смещением выходной лампы. Второй — с фиксированным смещением от отдельной обмотки силового трансформатора.

По мнению автора схемы, с фиксированным смещением более глубоким и красивым звуком, хотя и вариант с автоматическим смещением вас не раскрыл, позволив всем его повторив, не узнать звучание своих любимых записей.

Рис.1 Вариант схемы А. Манакова с автосмещением выходной лампы. Выходной трансформатор фирмы «Аудиоинструмент»

Схема усилителя в варианте с автосмещением выходной лампы приведена на рис.1 Входной сигнал после регулятора громкости является на управляющую сетку двойного триода 6Н2П.Лампа эта имеет высокий коэффициент усиления и высокое внутреннее сопротивление, что в данном случае не очень хорошо. В подробности этого я вдаваться не буду, так как об этом можно прочитать в любой радиотехнической литературе.

Основной особенностью включения лампы предварительного каскада является параллельное включение триодов, находящихся внутри одного баллона лампы 6Н2П. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношение сигнал / шум.Сопротивление нагрузки выбрано не случайно, при этом компенсация нелинейных искажений выходного каскада и высокая динамика сигнала. Конденсатор 470 мкф, шунтирующий резистор катода, позволяет устранить влияние обратной связи, уменьшающей усиление первого каскада.

Конденсатор 0,22мкф является разделительным и от его качества очень сильно зависит от звука усилителя в целом. Можно применить ФТ, К71, К78, при желании получить более «теплое» звучание К40У-2, К40У-9, К42У-2.Не рекомендуется БМ, МБМ ввиду их утечки. Нежелательно применять менее К73 из-за их естественного звучания. Еще одно. При применении выходного трансформатора ТВЗ 1-9, емкость этого конденсатора следует уменьшить до 0,047-0,068 мкф. Дело в том, что ламповый однотактник при внешней простоте -конструкция сложная, например, емкость этого конденсатора входит в расчет амплитудно-частотной характеристики выходного каскада.

Теперь о выходном каскаде. Лампа 6П43П была выбрана не случайно. После прослушивания многих экземпляров ламп 6П14П, 6П18П, 6П43П было отдано предпочтение именно последней.Конструкция лампы правильной геометрией внутренних частей, что само по себе говорит о высоком классе этого пентода. Поставьте именно эту лампу. Вы будете вознаграждены сочным и яркиманием, прекрасной детализацией звука и его звуками.

Емкость конденсатора в цепи автоматического смещения можно увеличить до 1000 мкф (сравните звук), а резистором, включенным этим конденсатору, выставляется ток катода выходной лампы в пределах 50 мА (в варианте с автосмещением).

Автор использовал выходной трансформатор ТВЗ 1-9 от лампового телевизора, перебранный и «сваренный» в парафине заново, заменил бумагу в зазоре на чертежную кальку, я же использовал трансформатор TW6SE московской фирмы «Аудиоинструмент».

По моему мнению, отличному, например, от мнения Симулкина, схема усилителя которого приведена в журнале «Радиохобби» №2 за 2003год (стр.57), никакой другой режим, кроме триодного, использовать не нужно. Рассуждения Станислава на странице 58 о пентодном включении выходной лампы для рок-музыки, ультралинейного для шансона и реггей, а триодного для классической музыки мне кажутся спорными.Эклектикой можно заниматься, но к звуку это никакого отношения не имеет. Основы построения качественных усилителей неизменны в течение многих десятилетий. Это:

1. Кратчайший, с наименьшими потерями, путь сигнала.

2. Высококачественные комплектующие.

3. Триодный режим выходного каскада.

Щелкать переключателем, да еще в анодной цепи, нелогично и нецелно. С этим к сурдологу.

Рис. 2 Схема БП для усилителя А.Манакова на 6П43П с автосмещением

Вариант блока питания приведен на рисунке 2. Схема БП не отличается от описанных многократно и в комментариях не нуждается. Питать накал постоянным током не нужно, это приведет к плохому микродинамики.

Рис. 3 Вариант схемы А. Манакова с фиксированным смещением выходной лампы.

Для варианта усилителя с фиксированным смещением выходной лампы, схема которого приведена на рис.З, в блок питания добавляется дополнительный источник напряжения с ущерба, схема которого дана на рис.4. Подстроечным резистором R2 выставляется напряжение 0,04-0,05 вольт в контрольной точке К.Т. по схеме усилителя рис.3.

Рис. 4 Схема БП для варианта с фиксированным смещением.

В заключении привожу параметров усилителя при фиксированном смещении, измеренные А. Манаковым.

Р вых = 2,5 Вт при КНИ = 2-3% на частота 1000 Гц. При Рвых = 2,2 Вт КНИ = 0,8-1% При использовании ТВЗ 1-9 частотный диапазон от 35-40 Гц до 18-19 кГц при неравномерности 1,5-2,0 дБ.(Зависит от качества исполнения ТВЗ 1-9). При использовании TW6SE фирмы «Аудиоинструмент», диапазон частот еще шире. Более подробно об изделиях этой фирмы можно узнать по ссылке на сайте моего хорошего друга Михаила Торопкина www.metaleater.narod.ru

Пусть вас не пугает невысокая выходная мощность — в комплекте с акустикой, чувствительностью от 90 дБ, 2-З Вт вполне достаточно.

В целях ознакомить читателей со многими схемами А.Манакова отличается своей простотой и оригинальностью, а так же прекрасным звуком.

Автор: Пузанов В ., Г Брянск

.

Двухтактный ламповый усилитель Манакова на 6П3С / EL34

Эта широко известная схема двухтактного лампового усилителя на 6П3С и 6Н9С была анатолием Манаковым. Оригинал смотрите здесь. Она довольно проста и при внимательной сборке заработала сразу без танцев с бубном.

Отмечу сразу, что определенные мной номиналы отличаются от предложенных автором. Но сделано так не потому, что я проводил длительные слуховые эксперименты с кучей пластинок Pink Floyd и Led Zeppelin, а просто по причине отсутствия у меня в закромах некоторых емкостей и резисторов, рекомендованных разработчиком.Не мудростья лукаво, я не столь дотошен к погрешности радиодеталей.

Я применил триодное включение выходных ламп, поскольку тороидальный трансформатор не имеет дополнительных отводов. Любителям серьезного и громкого звука лучше реализовать пентодное включение выходных ламп или найти известные трансформаторы. Понятно дело: выходные лампы желательно подобрать в пару. В оригинальной схеме есть фильтрующий конденсатор С8, которого нет в моей интерпретации. Я решил его перенести на блок питания.

В выпрямителе напряжения я применил «электронный дроссель» на полевом транзисторе 12NK90Z и не стал упражняться с катушками индуктивности в виде «железных дросселей». Схема с ущербом и накальные цепи сделаны идентичными авторскому варианту.

Я запитал каждую лампу моноусилителя от независимой обмотки, благо тороидальный транс имеет три накальные обмотки. Большое значение в плане нежелательных шумов вызывает заземление накальных обмоток через сопротивление 100–150 Ом на землю с каждого плеча.

Нужное напряжение БП выставляется подбором резистора Rk. Я использовал корпус усилителя в радиатора охлаждения для стабилизирующего транзистора VT1, потому что он весьма прилично.

Монтаж печатных плат в металлическом корпусе

Приложить особое внимание схему с нарушением, которое должно быть отрицательным по отношению к земле. Следует соответствующим образом впаять банки электролитов и диодный мост. В противном случае, думаю, вы сами знаете, неправильно впаянных электролитов в блоке питания.Я смонтировал элементы схемы на двух функциональных платах: звуковой и БП.

Вся конструкция свободно поместилась в стандартном алюминиевом корпусе BO19 размерами 275/175/65. Печатные платы монтируются на столбики к нижней крышке. Все отверстия корпуса, через которые ведутся провода к траснформаторам, обязательно изолируются резиновыми вставками. Подоры трансформатора подкладываются изолирующие прокладки, чтобы исключить замыкание обмотки на корпус в случае продавливания изоляции. Входной разъем на джеке 6.3, регулятор громкости и кнопку включения питания я разместил на верхней панели — для удобства использования при размещении на полу. Вокруг отверстий под выходные лампы и драйвер 6н9с лучше сделать много вентилирующих отверстий, чтобы тепло от керамических панелек тоже выходило наверх.

Есть один нюанс в закрытии трансформаторов металлическими колпаками. Дело в том, то при замыкании колпака на корпусе через центральный болт образовывается короткозамкнутый виток. В таком случае корпус усилителя будет очень сильно нагреваться и мешать работе трансформатора.Следовательно, нужно использовать изолирующие прокладки для крепления колпаков через болт, либо изобретать другие варианты установки без контакта с корпусом.

Настройка напряжения с повреждением и анодного напряжения для драйвера

Настройка моноблока делается в режиме молчания по рекомендациям Манакова. Само собой, ко вторичной обмотке транса должна быть подключена активная нагрузка в виде проволочного резистора 4-8 Ом достаточной мощности (5-10 Вт).

Далее настраивается входной каскад установкой напряжения 1.8… 2 вольта на катодах драйвера 6н9с. Для этого нужно подобрать сопротивление резистора R4.

Затем производим регулировку напряжения с ущерба для выходного каскада. С помощью резисторов R10 и R12 устанавливаем на катодах выходных ламп напряжение 0,035… 0,04 вольта. После чего подаем на сетку первого триода V1 сигнал с интервалом около 3 кГц и напряжением 0,5 вольта. Регулируемый переменный резистор R7, выставляем одинаковое переменное напряжение на анодах V1.

После настройки усилитель применил замечательное качество звучания и полное отсутствие посторонних шумов.Данный двухтакт выдает насыщенный и прозрачный звук с замечательными низами. Триодная схема включения может обеспечить приемлемую громкость для небольшой комнаты 4×4 метра. Самое главное, такой воздушный звук хочется слушать бесконечно, а громкость здесь отходит на второй план.

Дата публикации: 31.10.2019

Пожалуйста, включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии от Disqus.
.

Классический SE усилитель на 6Г2-6П31С. — Усилители — Моё творчество. — Каталог статей

.

Классический SE усилитель на 6Г2-6П31С.

О великолепных звуковых качествах ламп 6Г2, 6Г7, а также выходных 6П31С, я узнал из публикаций А.И.Манакова. При создании этой конструкции, преследовалась идея построить простой, недорогой однотактный усилитель с хорошим звучанием. В усилителе нет дефицитных и сверх дорогих комплектующих. Электролитические конденсаторы могут быть любой другой марки.Хотя, при замене, возможно как улучшение, так и ухудшение полученного результата, в зависимости от примененных деталей.

Схема усилителя, вполне традиционна. Здесь Вы не видите, ни модной, в настоящее время, непосредственной связи между каскадами, ни межкаскадных трансформаторов. Всё достаточно просто, никакой экзотики. Драйвер с резистивной нагрузкой и емкостная связь с выходным каскадом.

Изначально, данная схема опробовалась с пентодным драйвером на 6Ж8. Играло очень неплохо, но триодный на 6Г2 победил безоговорочно.Про лампы 6Г2 и близкие к ним 6Г7, хочется сказать много хорошего, но буду краток. Они линейны, имеют очень душевную, музыкальную звуковую сигнатуру. Из личных рецептов приготовления, могу посоветовать не нагружать эти лампы на нагрузку составляющую больше 3Ri. Они звучат намного лучше при небольших значениях альфа, равном 1-2Ri. При этом не остаётся и следа от мутноватости и замыкаемости, которые жаловались многие, кто пытался получить от них высокое усиление, нагружая их на большую нагрузку при очень малых значениях анодного тока.

В схеме для 6Г2 выбран режим, при котором внутреннее сопротивление 6Г2 составляет около 80кОм, анодная нагрузка равна 150кОм. Можно уменьшить анодную нагрузку до 120кОм, рост искажений при этом незначителен, динамика звука только выигрывает. На форумах неоднократно слышал такую ​​вещь, что недопустимо использовать лампы типа 6Г2, при сопротивлении в сетке последующего каскада ненамного больше их внутреннего сопротивления. Но, хотелось бы заметить, что это вполне штатный режим для этих ламп.Т.е., судя по приведенному графику из уменьшения гридлика выходной лампы до 100кОм вполне допустимо и на практике это влияет на некоторое сокращение коэффициента усиления.

На схеме только один канал усилителя. Не изображены накальные цепи. Они не имеют никаких улучшений. На каждую лампу своя обмотка, заземленную через виртуальную среднюю точку, составленную из двух резисторов по 200ом.

Межкаскадные конденсаторы — винтажные МКВ, на второе место я бы поставил отечественные К40-У9.В катодах 6Г2 стоят биполярные БлэкГейты серии NX.

Вид на монтаж:

В усилителе ламп применено фиксированное смещение выходного каскада. Выходные трансформаторы намотаны на витых сердечниках, сталь 3413, сечение 12кв.см. Можно использовать сердечники от ОСМ-0,16. Перви обмотка содержит 3200витков провода ПЭВ2 — 0,25, вторичная — 4 пара -параллельных секции по 126витков провода ПЭТВ — 0,6 (по два слоя в каждой секции). Секционирование: 3 секции первички + 4вторички.Активное сопротивление первички около 280ом. Сопротивление по переменному току, с учетом приведенных сопротивлений, порядка 4,3кОм / 6ом.

Трансформатор для блока питания намотан на базе сердечника от телевизионного ТСШ170.

Мощность усилителя до 3,5-4Ватт, при чувствительности 1В.

г.Тула 2009г.

Горнов Дмитрий.

.

Принципиальные схемы усилителя мощности класса A First Watt F5


Принципиальные схемы усилителя-1 Принципиальные схемы усилителя-1

Легендарный оконечник First Watt F5 Nelson Pass класс А — принципиальные схемы усилителя

Принципиальные схемы усилителя Нельсона Пасс — в этой представленной представлен представлен легендарный, несложный двухкаскадный, двухтактный усилитель мощности класса А — First Watt F5 от Nelson Pass. Нельсон Пасс широко известен как приверженец создания маломощных высоко линейных аппаратов категории HI-END.

Очень простая топология, выполненная по двухтактной схеме, с использованием комплементарных полевых транзисторов со статической индукцией, таких как JFET, для предварительного каскада усиления, иных полевиков MOSFET приложений в оконечном тракте.

Принципиальная схема высококачественного усилителя First Watt F5

Принципиальные схемы усилителя-2 Принципиальные схемы усилителя-2

Технические характеристики

Наименование Значение
Искажение при 1 Вт 0,001% до 0,005%
Входное сопротивление 101 кОм
Коэффициент демпфирования 60
Выходная мощность стерео 8 Ом 25 Вт при 1% THD, 1 кГц
Усиление по напряжению 15,3 дБ
Максимальный разомкнутый выход +/- 20 Вольт
Максимальный выходной ток 10А
Частотный отклик -0,0 дБ при постоянном токе, -3 дБ ~ 1 мегагерц
Шум ~ 60 мкВ, 20-20 кГц
Потребляемая мощность 180 Вт

Принципиальные схемы усилителя-3 Принципиальные схемы усилителя-3

Корпус усилителя выполнен в строгой лаконичной форме.На передней панели установлен электрический разъем типа IEC с встроенным предохранителем и устройством защиты, которое в случае резкого скачка тока отключает схему от питания. Ну и сам выключатель с подсветкой. Внутри корпуса установлен силовой тороидальный трансформатор 300W с двумя обмотками по 17v. Выпрямительный тракт обеспечен парой диодных мостов, расчитанных на максимальный ток 25А, установлено четыре электролитических конденсатора емкости 22000 мкФ / 35 В каждый.

Кроме этого имеется дополнительный блок питания, состоящий из отдельного трансформатора мощностью 3W и напряжением 12В.Этот резервный БП служит для включения реле, которое управляется схемой входных селекторов. Всего там установлено 3 входных селектора на реле, переключение выполняется пр помощи галетного переключателя.

Принципиальные схемы усилителя-4 Принципиальные схемы усилителя-4

Регулировка громкости выполняется при помощи дискретного регулятора. Представленный здесь усилитель собран собственными руками, точно по схеме полученной с сайта производителя, изменений никаких не было.

Принципиальные схемы усилителя-5 Принципиальные схемы усилителя-5

Прежде чем использовать усилитель его необходимо настроить должным образом.Выполняется настройка с помощью двух подстроечных резисторов, расположенных на печатной плате. В виду того, что усилитель работает в классе А и очень близок по звучанию к ламповому аппарату, то и настройка у него похожая на ламповый.

Поэтому выполните предварительную подстройку через 1 час после его включения, это нужно для определенного прогрева всех компонентов схемы. А уже более точную корректировку предписывает примерно через пару часов работы. После эксплуатации в течении полумесяца, следует проверить на предмет возможного изменения настройки ранее параметров.Дело в том, что изначально установлены значения, в процессе использования усилителя и его полного прогрева всех каскадов.

Принципиальные схемы усилителя-6 Принципиальные схемы усилителя-6
Принципиальные схемы усилителя-7 Принципиальные схемы усилителя-7
Принципиальные схемы усилителя-8 Принципиальные схемы усилителя-8
Радиаторы охлаждения Радиаторы охлаждения

Через пару часов воспроизведения каких либо музыкальных композиций на средней громкости, мощные транзисторы в выходном каскаде нагреваются до температуры 45 ° С, в принципе у класса А так и быть. Следовательно, увеличивать площадь охлаждения выходного тракта в дальнейшем не планируется.В виду того, что установлено четыре алюминиевых радиатора, предварительно анодированных, а затем зачерненных, имеющих размеры 4 см толщины, 15 см высоты и 20 см, вполне справляются с рассеиванием тепла.

Тороидальный трансформатор Тороидальный трансформатор

Согласно инструкции разработчика, установить выходное напряжение в пределах 0,6 В с помощью постоянных резисторов R11 — R12 с номинальным значением 0,47 Ом. При этом нужно еще следить за постоянным выходным током, так как выставить напряжение 0,6v можно двумя вариантами, получая разные величины U на выходе.В случае получилось установить 8 мВ и 14 мВ на двух каналах при падении напряжения на резисторах в пределах 0,57 В.

Вид усилителя спереди Вид усилителя спереди

По рекомендации первоисточника силовой трансформатор необходимо установить с двумя обмотками по 17 В на каждой и током 8А. Около 60 Вт в виде тепла используется каждый теплоотвод, в общей сложности это получится более 120 Вт. В результате измерений, потребляемая мощность составила 155 Вт, это без подачи сигнала на вход.

Вид усилителя сзади Вид усилителя сзади

В итоге, собранный усилитель выдает великолепное, теплое, что при воспроизведении компакт-дисков улавливаешь разницу относительно CD и DVD дисками.Такой звуковой картины на стандартном усилителе мощности невозможно.

Документация усилителя предоставляется его создателем бесплатно: PDF

Скачать: Передняя и задняя панели в формате fpd

.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *