Обзор принципиальных схем эквалайзеров и регуляторов тембра
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЭКВАЛАЙЗЕРА
ОБЗОР СХЕМ
НАЧАЛО
Следующий регулятор тембра имеет уже шесть полос регулирования, причем для каждой полосы используется отдельный операционный усилитель. Оригинальный вариант этого эквалайзера был пятиполосным, однако расширив количество полос и используя счетьверенные операционные усилители можно обойтись всего навсего 4-мя корпусами DIP14 для стереофонического варианта, вместо 16-ти DIP8, которые потребовались бы при использовании одинарных ОУ. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке 22. Этот вариант уже можно смело называть графическим эквалайзером, поскольку при использовании ползунковых переменных резисторов устанвленных в одну линию будет уже визуально видно общую АЧХ эквалайзера, т.е. графическое отображение произведенных регулировок.
Рисунок 22 Принципиальная схема шестиполосного графического
эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ
На рисунках 23- приведены кривые показывающие измение АЧХ в зависимости от изменения сопротивления регулирующих резисторов.
Рисунок 23 Регулировка 20 Гц.
Рисунок 24 Регулировка 100 Гц.
Рисунок 25 Регулировка 500 Гц.
Рисунок 26 Регулировка 2000 Гц.
Рисунок 27 Регулировка 1000 Гц.
Рисунок 28 Регулировка 20000 Гц.
Как видно из рисунков кривые изменения АЧХ
имеют достаточно симметричную форму как в частотном диапазоне,
так и в предела увеличения-уменьшения той или иной полосы,
что позволяет использовать данный эквалайзер в аппаратуре
среднего и высокого класса.
Использование полосовых фильтров может быть организовано не только так, как в предыдущем варианте, но и несколько иначе. Примером может служить эквалайзер показанный на рисунке 29. Каждый полосовой фильтр по сути это электронный аналог соединенных последовательно конденсатора и катушки индуктивности.
Рисунок 29 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ
На рисунках 30-35 показанны АЧХ при крайних положениях переменных резисторов. Кстати сказать, диапазон регулировок можно немного расширить умешив номиналы резисторов по «краям» перемеников, но не менее чем 1,5 кОм. Добротность фильтров конечно оставляет желать лучшего, тем не менее схемотехника данного эквалайзера довольно популярна.
Рисунок 30 Регулировка 30 Гц
Рисунок 31 Регулировка 90 Гц
Рисунок 32 Регулировка 200 Гц
Рисунок 33 Регулировка 700 Гц
Рисунок 34 Регулировка 2000 Гц
Рисунок 35 Регулировка ВЧ
Частотный диапазон немного сдвинут в НЧ сторону,
поэтому лучше персчитать, если планируется использовать данную
конструкцию не в бытовых условиях.
Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке 36. По схемотехнике данный регулятор тембра представляет собой шесть полосовых фильтров, сигналы после которых просто суммируются и усиливаются буферным усилителем. Свой собственный коф усиления у этого варианта достаточно большой, поэтому входной усилитель Х1 служит делителем входного сигнала, т.е. изначально ослабевает его.
Рисунок 36. Принципиальная схема графического эквалайзера
на ОУ
УВЕЛИЧИТЬ
При построении АЧХ эквалайзера выяснилась довольно интересная вещь — данный регулятор только усиливает выбранную полосу, а ослабление настолько маленькое, что им можно принеберечь (рисунок 37).
Рисунок 37 Измение АЧХ в зависимости от положения движка переменного
резистора Х2.
Разумеется, что такое поведение вызвало подозрения в правильности переноса принципиальной схемы в симмулятор. Тщательная проверка ошибок не выявила, поэтому было решено проверить что собственно происходит в самих фильтрах в зависимости от измения положений переменных резисторов. Для начала ВСЕ движки переменных резисторов были перемещены в положение увеличивающее подъем каждой полосы и на выхода ОУ Х10-Х17 былы сняты АЧХ. То, что получилось глаз порадовало — измение формы довольно симметричныи и добротность не плохая (рисунок 38).
Рисунок 38 АЧХ каждого фильра при увеличении коф усиления
фильтров
Далее движки переменных резисторов передвинули на уменьшение каждого фильтра и снова сняли АЧХ на выходе каждого фильтра. Картина получилась тоже весьма краисвая — ни частота, ни добротность не изменились (рисунок 39).
Рисунок 39 АЧХ каждого фильра при уменьшении коф усиления
фильтров
Чтож в таком случае происходит,
если и диапазон регулировок фильтров и добротность хорошие
а в финале подъем всего на 9 дБ, а завал и тоо меньше?
Ответ на этот вопрос довльно прост. Виновата
во всем схемотехника эквалайзера, а именно суммирование сигналов
после полосовых фильтров. Дело в том, что при увеличении амплитуды
одного участка частотного диапазона проходя сумматор сигнал
довоьно сильно ослабляется и в результате увеличение амплитуды
происходит не на 20 ожидаемых дБ, а всего на 9 дБ. При ослаблении
амплитуды одного участка частотного диапазона само слабление
происходит, но только в фильтре, а на выходе сумматора это
ослабление компенсируется ровными АЧХ на ослабляемом участке
другими фильтрами. Таким образом чем больше будет полос в
эквалайзере по этой схемотехнике, тем меньше будет диапазон
регулировки.
Однако совсем говорить ФУУУУ!!! на эту схемотехнику не стоит, поскольку на ее базе можно построить довольно не плохой регулятор тембра НЧ-ВЧ, причем подъем-завал будет происходить именно там, где нелинейность АЧХ акустической ситемы максимальна и где чаще всего требуется немного приподнять амплитуду. Для этого необходимо оставить лишь верхний и нижний полосовые фильтры, а номиналы резисторов R37, R44 и R46 уменьшить до 10 кОм. В результате получиться вполне достойная регулировка АЧХ на краях звукового диапазона (рисунок 40).
Рисунок 40 Форма изменения АЧХ при крайних положениях движков
перменных резисторов «укороченного» эквалайзера.
Эти же фильтры можно использовать в устройствах,
где требуется только подъем АЧХ на определенной частоте или
выделения какой то частоты, напрмер спектранализатор или светодинамическая
установка (цветомузыка).
В качестве следующего устройства для корректировки АЧХ рассмотрим принципиальную схему эквалайзера с регулируемыми полосовыми фильтрами и не совсем обычной схемотехникой. Принципиальная схема этого устройства покзана на рисунке 41.
Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного
эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ
От предыдущих вариантов данный эквалайзер отличается
прежде всего использованием двух операционных усилителей для
одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего
окупается получением дополнительных возможностей, а именно
возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и
регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает
подбор частотозадающих элементов (в эквалайзера
рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%,
в противном случае необходим подбор для получения необходимых
частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах).
Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых
фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с
переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер
имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими
эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров
является возможность регулировки не только уровня той или
иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять
крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по
этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней
пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический
эквалайзер и говорить нечего — это устройство для студий звукозаписи
и требует подготвленного оператора.
Рисунок 42 Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18.
Рисунок 43 Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.
На рисунке 43 показаны изменения частоты полосового
фильтра. На рисунках довольно четко просматривается волнообразность
частотной характиристики на краях регулируемой частоты. Появление
этого эффекта связано с необоснованным увеличением диапазона
регулировки — до уровня ±16 дБ, что само по себе уже слишком
большой диапазон. При снижении диапазона регулировки (увеличением
номинала резисторов R1-R5) можно добиться довольно существенного
уменьшения этой волнообразности и при диапазоне ергулировки
±12 дБ максимальные пики «волн» будут на уровне
1-1,5 дБ, что на слух уже довольно затруднительно различить.
На рисунке 44 приведена принципиальная схема
десятиполосного графического эквалайзера с использованием
той же схемотехники. По сути от предыдущей эта схема отличается
лишь увеличенным количеством полос, все остальное полностью
одинаковое.
Рисунок 44 Принципиальная схема десятиполосного графического
эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ
Примерная чатотная полоса в данном варианте настраивается соответсвующими резисторами и имеет вид, показанный на рисунке 45, хотя может быть изменена в зависимости от потребностей конкретного звукорежисера.
Рисунок 45 Примерная частотная сетка десятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ
Кроме постройки эквалайзеров полосовые фильтры
могут использоваться и по одному, для коррекции какой то определенной
частоты или диапазона. Например если использовать только самый
низкочастотный полосовой фильтр, то можно получить довольно
интересный фильтр для
сабвуфера.
Ну вот собственно и все основные варианты регуляторов
тембра со всеми плюсами и минусами.
Частоты, которые полезно помнить
Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит шумы сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для этого не пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону влияния) и регулировка может серьезно изменить звук 6ac-гитары.
Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для баобарабана, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добится хорошего, густого звука.
Нижняя частота электрогитары — 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука — ослабить в районе 1 кГц. В любом случае, sweep эквалайзер надо настраивать на слух. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада (hi shelving control). Можно также поэкспериментировать с bell equaliser (6 кГц — 10 кГц). Чтобы «добавить яду», сделать «жалящим» звучание рок-гитары, просмотрите область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.
Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения — или просто из-за того, что инструмент плохой). Для исправления этого недостатка можно использовать sweep equaliser: область «вредной» частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.
Вокал также занимает большую часть частотного
диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения
артикуляции. Стремитесь по возможности избегать большого усиления,
так как естественное звучание голоса может быть потеряно.
Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для
придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь
вряд ли применим.
Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:
Адрес администрации сайта: [email protected]
Принципиальная Схема Эквалайзера — tokzamer.ru
На частотах, близких к частоте режекции, коэффициент передачи фильтра Z1 мал, и сигнал на движок переменного резистора регулировки глубины коррекции Rp1 и далее на сумматоры спада и подъема АЧХ поступает только через резистор 1R1. Они способны в большей степени, чем обычные регуляторы тембра, корректировать несовершенство акустических свойств помещений прослушивания или аппаратуры подбором наиболее приемлемого звучания музыкальных и речевых программ.
Параметрический эквалайзер содержит в своем составе фильтры, резонансную частоту и добротность которых можно регулировать независимо друг от друга.
На слое K1 синий показаны места установки перемычек, которые можно сделать тонким проводом в изоляции. Собираем эквалайзер 10 полос на TL
sxematube — схема простого транзисторного пятиполостного эквалайзера, простой эквалайзер
Ниже представлено описание восьмиполосного эквалайзера.
Это также приводит к необходимости тщательного подбора элементов частотоза-дающих цепей фильтров либо требует дополнительного усложнения самого устройства. Повторяют описанную операцию настройки и для остальных фильтров.
Усилители активных фильтров 1V1 — 5V1, 1V2 — 5V2 одинаковы по схеме и отличаются один от другого только номиналами конденсаторов 1C1 — 5C1, 1С2 — 5С2 частотозадающих цепей. Движки резисторов регулировки глубины коррекции R7 — R11 отключают от элементов схемы эквалайзера.
Включают питание эквалайзера и на его вход подают сигнал с генератора звуковой частоты амплитудой — мВ.
Графический эквалайзер.
Собираем блок потенциометров для регулировки усилителя звука
Паяем — Все о электронике
Можно также поэкспериментировать с bell equaliser 6 кГц — 10 кГц. Тембр регулируют переменными резисторами 1R2—5R2. Параметрический эквалайзер содержит в своем составе фильтры, резонансную частоту и добротность которых можно регулировать независимо друг от друга. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.
Канал частотной обработки сигнала, образующий цепь параллельной обратной связи, состоит из инвертора на DA2, режекторных фильтров Z1—ZN и пассивных сумматоров на резисторах 1R1 — NR2.
Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.
Собираем эквалайзер 10 полос на TL На одном из чешских сайтов язык статьи определил GOOGLE переводчик был найден проект ти полосного эквалайзера, реализованного на счетверенных операционных усилителях TL Благодаря этому выравнивается АЧХ на краях полосы пропускания фильтров и получается требуемый диапазон регулировки коэффициента передачи в каждой полосе.
На ОУ DA1 собраны входной и выходной буферные усилители. Не забудьте расчитать резистор, который будет стоять последовательно со светодиодом.
Настройку эквалайзера проводят в следующей последовательности.
Графический эквалайзер. Переменные резисторы Rp1 — RpN, с помощью которых осуществляется регулировка глубины коррекции, включены между инвертирующими входами ОУ, благодаря чему исключено взаимное влияние между регулировками в различных частотных каналах.
Эквалайзер LA3607 замеры и тесты
Понравилась схема? Жми палец вверх!
Поэтому выравнивается АЧХ на краях полосы пропускания фильтров и получается нужный диапазон регулировки коэффициента передачи в каждой из полос.
При перемещении движка переменного резистора Rp1 в крайнее левое по схеме положение сигнал, прошедший частотную обработку, поступает на ОУ DA1, увеличивая глубину отрицательной обратной связи, в результате чего на выходе устройства происходит ослабление сигнала с частотой, близкой к резонансной частоте фильтра Z1. Принципиальная схема высококачественного пятиполосного эквалайзера на транзисторах.
Рабочая полоса частот — от 10 Гц до 25 кГц 5. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Чтобы придать этим звукам мощь атаку , регулируйте частоту 80 Гц.
Если применить переключатель на три группы, то на третью можно прицепить светодиод, загорающийся при включении эквалайзера. При перемещении движка переменного резистора Rp1 в крайнее левое по схеме положение сигнал, прошедший частотную обработку, поступает на ОУ DA1, увеличивая глубину отрицательной обратной связи, в результате чего на выходе устройства происходит ослабление сигнала с частотой, близкой к резонансной частоте фильтра Z1.
Сигналы с выходов активных фильтров поступают на вход двухкаскадного усилителя через резисторы 1R9—5R9, сопротивления которых определяют и режим работы транзисторов V2, VЗ по постоянному току. Питание схемы двухполярное.
Принципиальная схема
Частоты, которые полезно помнить Сеть питание шумит на частоте 50 Гц и умножается. Если применить переключатель на три группы, то на третью можно прицепить светодиод, загорающийся при включении эквалайзера. Конструкция: Далее приведена односторонняя печатная плата рис. В качестве питания эквалайзера нужен двухполярный стабилизированный блок питания напряжением 12 — 15 Вольт и током до 50 мА.
Аналогично происходит регулировка коэффициента передачи эквалайзера на частотах настройки фильтров Z2 — ZN. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке
Переменные- резисторы 1R2 — 5R2 должны быть группы А. Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке Интервалы между частотами настройки активных фильтров выбраны равными двум октавам. Поэтому выравнивается АЧХ на краях полосы пропускания фильтров и получается нужный диапазон регулировки коэффициента передачи в каждой из полос.
Пассивный регулятор тембра. Преимущества и …
Принципиальная схема
Источник: Борноволоков Э. Переменные- резисторы 1R2 — 5R2 должны быть группы А.
Сигналы на резисторах 1R1 и 1R2 примерно равны по амплитуде, но противоположны по фазе, и после суммирования компенсируют друг друга при равенстве сопротивлений резисторов 1R1 и 1R2.
Заслуженной популярностью у любителей звукотехники пользуются многополосные регуляторы тембра эквалайзеры. Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера.
Переменные резисторы регулировки резонансной частоты фильтров NR6. Параллельно фильтрам подключен резистор R4. Ниже приводится описание восьми полосного эквалайзера. Обратите внимание, что на рис.
Детали для эквалайзера
После этого восстанавливают соединение движка резистора регулировки глубины коррекции и проверяют отсутствие самовозбуждения при перестройке частоты фильтра. Рисунок 23 Регулировка 20 Гц. Подпишись на Twitter! Аналогично происходит регулировка коэффициента передачи эквалайзера на частотах настройки фильтров Z2 — ZN.
Канал частотной обработки сигнала, образующий цепь параллельной обратной связи, состоит из инвертора на DA2, режекторных фильтров Z1—ZN и пассивных сумматоров на резисторах 1R1 — NR2. Поскольку все фильтры инвертирующие, а через резистор R4 сигналы проходят без инверсии, то в выходном усилителе сигналы вычитаются.
Если применить движковые резисторы СПЗ — 23А можете изготовить графический эквалайзер. Примером могут служить параметрические эквалайзеры, схемы которых приведены в [2, 3]. На частотах, близких к частоте режекции, коэффициент передачи фильтра Z1 мал, и сигнал на движок переменного резистора регулировки глубины коррекции Rp1 и далее на сумматоры спада и подъема АЧХ поступает только через резистор 1R1. Вне полосы режекции коэффициент передачи фильтра близок к единице. Таким образом, операционных усилителей А2 в схеме 10 штук, соответственно, по 10 штук резисторов R4.
Принципиальная схема пятиполосного параметрического эквалайзера приведена на рис. Детали В регуляторе можно использовать любые кремниевые высокочастотные транзисторы соответствующей структуры с допустимым напряжением между эмиттером и коллектором не менее 15 В и статическим коэффициентом передачи тока h31э не менее 1V1 — 5V1 и 70 остальные.
Простой графический эквалайзер на микросхеме …
Принципиальная схема эквалайзера для предварительного усилителя
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЭКВАЛАЙЗЕРА
ОБЗОР СХЕМ
КАКУЮ СХЕМУ ЭКВАЛАЙЗЕРА ВЫБРАТЬ? КАКОЙ ЭКВАЛАЙЗЕР
ЛУЧШЕ? ПРИ СБОРКЕ МИКШЕРСКОГО ПУЛЬТА НУЖЕН ЛИ ТАМ ЭКВАЛАЙЗЕР И КАКОЙ?
Такие вопросы довольно часто возникают и задаются начинающими звуковиками.
Именно поэтому было решено подготовить обзор самых популярных схем эквалайзеров и регуляторов тембра. Изготовить такое количество
эквалайзеров и регуляторов тембра конечно не реально, поэтому мы решили основываться на результатах расчетов
симмулятора. Разумеется приведенные параметры в реальном аппарате будут отличаться, но все же какие то
выводы можно сделать.
Прежде всего для чего нужен регулятор тембра как таковой. Основных мнений на этот счет два:
Для того чтобы портить звук (это мнение аудифилов)
Для коррекции звуковой картины, компенсации акустических свойств помещений,
для придания звуку наиболее приятного конкретному слушателю оттенка (это мнение звукорежисеров)
К какой категории отоситесь Вы решать уже Вам, ну а мы начнем потихоньку с принципиальной
схемы самого примитивного эквалайзера, точнне даже темброблока, поскольку полос регулирования у него всего
три (рис 1).
Несколько слов об используемой в моделях элементной базе:
В моделях использовались операционные усилители TL071, как самые легкодоступные и имеющие
аналоги содержащие в одном корпусе два операционных усилители (TL072, TL082) и четыре операционных усилителя
(TL074, TL084). Транзисторы используемые в моделях — 2N5551.
Рисунок 1 Принципиальная схема трехполосного темброблока
По сути это 3 полосовых фильтра звуковой сигнал после которых суммируется. Фильтры пассивные, следовательно они только ослабляют, причем максимальное ослабление получается у верхенго фильтра на СЧ-ВЧ частотах, среднего минимальное ослабление имеет в середине звукового лиапазона, а нижний фильтр имеет минимальное ослабление на высоких частотах. Стоящий после полосовых фильтров операционный усилитель служит для компенсации этого ослабления. Кроме того он имеет достаточно большое входное сопротивление, что позволило использовать резисторы для сумматора с довольно большим номиналом, необходимым для ослабления влияния полосовых фильтров на частоты к нему не относящиеся. АЧХ данного темброблока показана на рисунках 2-4.
Рисунок 2 Регулировка НЧ
Рисунок 3 Регулировка CЧ
Рисунок 4 Регулировка BЧ
Ни рисунках АЧХ четко видно, что и как регулируется
при крайних положениях движков переменных резситоров, поэтому
выводы о применяемости этого регулятора тембра уже делайет
сами. На рисунках по вертикали коф усиления регулятора тембра
в дБ, по горизонтали — частота. На всех остальных рисунках
расположение координат такое же.
Однако пассивными можно строить не только трех полосные темброблоки, но и более функциональные шести полосные эквалайзеры. На рисунке 5 приведена принципиальная схема такого эквалайзера. Полосовые фильтры от предшественика отличаются увеличенной добротностью, что ослабляет влияние фильтра на «соседние» полосы. Операционный усилитель так же компенсирует ослабление сигнала вносимое фильтрами. Небольшая оговорка — номинал переменного резистора указан числом и буквой на конце. Число без буквы показывает в каком положении находиться движок переменного резистора, в данном случае это 50%. В данном варианте эквалайзера рекомендуется использование логарифмических переменных резисторов, однако линейные тоже не слишком заметно коробят линейность восприятия регулирования.
Рисунок 5 Принципиальная схема шестиполосного пассивного эквалайзера
УВЕЛИЧИТЬ
АЧХ фильтра выровнена благодаря использованию разных номиналов резисторов сумматора. Дополнительные изгибы АЧХ получились из за использование номиналов стандартной линейки и распредение полос по частотному диапазону не очень равномерное. На рисунках 6-11 показаны измениние формы АЧХ в зависимости от положений переменных резисторов. Для увеличения подъема самых верхних частот необходимо увеличить емкость конденсатора С16 до 68 пкФ, но не более 82 пкФ.
Рисунок 6 Регулировка самой низкой частоты звукового диапазона
Рисунок 7 Регулировка 200 Гц
Рисунок 8 Регулировка 500Гц
Рисунок 9 Регулировка 2000 Гц
Рисунок 10 Регулировка 6000 Гц
Рисунок 11 Регулировка самой высокой частоты.
Как видно из приведенных АЧХ данный эквалайзер
имеет не совсем правильные формы изгибов регулируемых частот,
поэтому рекомендовать его для HI-FI аппаратуры можно лишь
в случае острой необходимости введения эквалайзера и наличии
ОЧЕНЬ маленького бюджета на постройку…
Было бы не справедливо обойти вниманием эквалайзеры,
вызывавшие бурю восторга только своим наличием в переносных
магнитолах с «отстегивающимися» колонками. Принципиальная
схема одного из таких эквалайзеров приведена на рисунке 12.
Рисунок 12 Принципиальная схема «балалаечного» эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ
В принципе регулировку АЧХ он производит, ну а как он это делает показанно на рисунках 13-17. В данном варианте регулятора тембра необходимо использовать только логарифмические переменные резисторы. При сборке этого эквалайзера так же необходимо учитывать тот факт, что он предназначен для малокаскадных трактов усиления звукового сигнала, т.е. имеет свой собственный коф усиления и довольно большой, а входное напряжение не должно превышать 0,05 В.
Рисунок 13 Регулировка НЧ
Рисунок 14 Регулировка НЧСЧ
Рисунок 15 Регулировка СЧ
Рисунок 16 Регулировка СЧВЧ
Рисунок 17 Регулировка ВЧ
Более предсказуемым по линиям изгиба АЧХ является регулятор тембра, схема которого показана на рисунке 18. В этом варианте частото зависимые цепи включены в обратную связь операционного усилителя, что позволило контролировать диапазон регулировки и довольно заметно снизить уровень THD Первый ОУ служит буферным усилителем-повторителем.
Рисунок 18 Принципиальная схема темброблока с использованием
обратной связи операционного усилителя
УВЕЛИЧИТЬ
Зависимости АЧХ от крайних положений переменных резисторов регулятора показаны на рисунках 19-21.
Рисунок 19 Регулировка НЧ
Рисунок 20 Регулировка СЧ
Рисунок 21 Регулировка ВЧ
И форма, и диапазон регулировок, и уровень THD для данного варианта регулятора тембра по сути для бытовых условий практически идеальны.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:
Адрес администрации сайта: [email protected]
Схемы регуляторов тембра и эквалайзеров, самодельные темброблоки
Самодельный регулятор тембра с псевдообходом, схема и описание

Схем различных регуляторов тембра (РТ) много, но все они имеют свои недостатки. В этой статье хочется предложить несколько иной вариант РТ, призванный устранить некоторые недостатки существующих РТ и поднять качество регулировки тембра в целом…
4 849 1
Простые регуляторы громкости на транзисторах КТ315
В современных (даже дешевых) радиоприемниках и магнитофонах все чаще стали применять цифровыерегуляторы громкости. В любительских условиях ввиду определенной сложности не всегда возможно реализовать такие схемы. Применение же традиционных аналоговых схем имеет ряд недостатков — в стерео нужен …
4 3095 2
Схема предварительного усилителя низкой частоты с темброблоком (LM741)
Принципиальная схема самодельного предварительного усилителя низкой частоты (УНЧ) с темброблоком, построена на микросхеме LM741. На рисунке показана схема предварительного УНЧ с регуляторами тембра по НЧ (R2), тембра по ВЧ (R5), громкости (R6) и баланса (R12). УНЧ питается от однополярного …
2 4150 0
Схема графического эквалайзера на девять полос (КР140УД608)
Для коррекции частотной характеристики аудиосигналов применяют эквалайзеры.Наиболее удобны графические эквалайзеры. Регулировки уровней сигнала в частотных полосах в них осуществляются переменными резисторами с линейными характеристиками изменения сопротивления и с ручками регулировки, которые …
2 3628 0
Самодельный эквалайзер на десять полос (32Гц — 16кГц)
Принципиальная схема самодельного эквалайзера на 10 полос, построен на основе операционных усилителей. Эквалайзер предназначен для регулировки частотной характеристики УНЧ, в котором он применяется, в десяти полосах с центральными частотами: 32 Гц, 64 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1 кГц, 2 кГц, 4 …
3 4681 0
Схема трехполосного темброблока на ОУ TL082 (питание +-5В)
Рассмотрена принципиальная схема самодельного трехполосного регулятора тембра, который выполнен с применением ОУ TL082. Данный активный темброблок подойдет для применения в составе УМЗЧ или же как отдельный модуль в составе самодельной звуковоспроизводящей аппаратуры. Доступные на рынке …
2 4748 0
Схемы активных фильтров на ОУ для применения в аудиотехнике
В аудиотехнике широко применяются фильтры для разделения всего спектрапоступающего на вход усилителя аудиосигнала на несколько полос. Это нужно, если в системе предусмотрена многоканальная, многополосная схема обработки аудиосигнала, например, чтобы выделить общий низкочастотный монофонический …
1 4844 0
Взвешивающий фильтр — звуковой шумоподавитель
Для снижения уровня шумов в отечественных бытовыхкассетных магнитофонах широко используют так называемые динамические фильтры. Принцип действия этих систем шумопонижения (СШП) состоит в автоматическом регулировании полосы пропускания звуковоспроизводящего тракта в зависимости от содержания в …
0 3583 0
Регулятор ширины стереобазы, рокот фильтр (К544УД1А)
В статье Ю. Кузнецова, М. Морозова и А. Шитякова под таким названием («Радио», 1985. № 1, с. 27h;28) было приведено описание устройства, которое, несмотря на свою относительную простоту, могло выполнять сразу две функции: снижение уровня рокота; улучшение разделения …
1 4638 0
Электронный регулятор уровня сигнала (К122УД1Б, КТ312)
В электронных регуляторах уровня сигнала функции регулирующих элементов чаще всего выполняют полевые транзисторы с р-п переходом, которые не позволяют построить регулятор с достаточно высокими техническими характеристиками. Так максимальное напряжение регулируемого сигнала между стоком и …
Схема многополосного графического эквалайзера.
А почему собственно 10-ти полосный?
Может кому-то надо 6 крутилок, а кому-то и 30-ти мало, тем более, что у нас есть программа для расчёта эквалайзера с любым количеством
полосовых фильтров ссылка на страницу.
Схема, которую я приведу, является абсолютно классической, на таком принципе строились эквалайзеры ещё в те стародавние времена,
когда фильтры были пассивными.
Однако Hi-End на этой странице мы рассматривать не будем, поэтому катушки мотать нам не доведётся — ограничимся хай-фаем с активными
полосовыми фильтрами.
Рис.1
Количество фильтров на приведённой схеме не ограничено ни сверху, ни снизу в пределах разумного, и может быть выбрано индивидуально, в соответствии с личными пристрастиями разработчика.
Подъем или спад усиления в полосе пропускания каждого фильтра определяется сопротивлениями резисторов R4, R5, R6 и
составляет от -12дб до +12дб.
Для получения таких пределов перестройки, коэффициент передачи полосовых фильтров (А-К) необходимо выбрать Кпер=2.
Делается это соответствующим подбором отношений номиналов резисторов R1 и R3.
Я бы рекомендовал такие значения: R1=30кОм, R3=120кОм .
Схема может запитываться, как от однополярного источника питания — тогда в точку А на схеме нужно подавать напряжение, равное половине напряжения Еп, либо от двухполяного источника — тогда точка А идёт к земле, С1 безжалостно выкусывается, а нижние выводы R5 тоже сажаются на землю.
Регулировка усиления фильтров в пределах -12дб до +12дб является оптимальной для звуковоспроизводящего комплекса, однако при настройке звучания электромузыкальных инструментов, может потребоваться более глубокое подавление нежелательных гармоник. Делается это радикальным уменьшением номиналов резисторов R5 вплоть до 0кОм.
Входное сопротивление приведённого эквалайзера не высоко и составляет R1/N, где N — количество фильтров, поэтому предшествующий каскад должен иметь достаточно низкое выходное сопротивление. Это может быть либо эмиттерный повторитель, либо каскад на ОУ.
Характеристики эквалайзера (коэффициент гармонических и интермодуляционных искажений, уровень шума, неравномерность частотной характеристики)
напрямую зависят от параметров применяемых операционных усилителей, поэтому при выборе микросхем надо исходить именно из этих соображений.
В звуковых устройствах, к которым не предъявляется каких-то супер требований, мне нравится, как себя ведёт наша малошумящая микросхемка
1407уд2. При токах потребления 0,1мА она позволяет создавать аппаратуру с приличными характеристиками и батарейным питанием.
Итак, со схемой мы определились, с количеством каналов тоже.
Тогда идём на страницу ссылка на страницу и вводим наши данные.
И вот первая неприятность — нам надо рассчитать 30-ти полосный эквалайзер, а в таблице только 20 фильтров.
Да и не беда.
Вводим 20Гц-20000Гц, количество полос — 30. Нажимаем кнопку «Вычислить» — первые 20 фильтров посчитаны,
распечатываем таблицу.
Подставляем полученное значение «F-верхняя 20-го фильтра» в графу «Нижняя частота полосы пропускания Fн (Гц)», в графу
«Количество полос» оставшиеся 10 фильтров, нажимаем кнопку «Вычислить» и распечатываем таблицу с остатками нужной нам
информации.
Но тут важно не заблуждаться и понимать, что фильтры 2-го порядка приемлемы в эквалайзерах с полосой пропускания фильтров от 0,8 октав и выше. В полуоктавных, а тем более в третьоктавных графических эквалайзерах обойтись одним повышением добротности фильтров могут себе позволить только малоответственные производители бюджетных поделок. Помимо добротности, нужно повышать и порядок фильтров — до 4-го для полуоктавных, до 6-го для третьоктавных. Делается это посредством последовательного соединения двух, либо трёх фильтров 2-го порядка.
Ладно, табличку распечатали, теперь прямая дорога к расчёту номиналов емкотей и оставшихся неохваченными резисторов наших полосовых фильтров ссылка на страницу.
Сделать восьмиполосный эквалайзер своими руками
Здравствуйте.
Эквалайзер (регулятор тембра), описание его предоставлено в данной статье, он используется, чтобы повышать качество звука звуковоспроизводящей аппаратуры, в особенности, в обыкновенных жилых помещениях. Данная конструкция мо жет пригодиться как обычным аудиолюбителям, так и тем, кто за нимается использованием аудиоаппаратуры на профессиональном уровне.
Современные качественные усилки и акустические системы дают высокую вер ность звучания в обширных помещениях с хоро шей акустикой. Но акустические свойства жи лых комнат, в частности небольших размеров, зачастую бывают далеко не оптимальны, они не выдают высокую верность звуковоспроизведения даже если имеется трёхполосная импортная акустическая система высокого класса и качестве нный усилок. В любой точке таких помеще ний происходит такое явление, как интерференция звуковых волн (другими словами сложение их с разными фазами), которые выходят непосредственно из акустических систем и отражаются от стен, потолка, пола, мебели. При этом на некоторых частотах появляются стоячие волны (другими словами это пучности и провалы интенсивности звука) с неравномерностью до 20 дБ, поэтому нужно регулировать АЧХ аудиосистемы в опреде лённых полосах частот. Регулировка АЧХ необхо дима, чтобы компенсировать недостатки в наиболее известных двухполосных акустических системах. В этих акустических системах обычно есть про вал АЧХ на средних частотах из — за не совсем качественных электрических разделительных фильтров, их характеристики повысить в качестве очень трудно. Чтобы регулировать АЧХ применяют регуляторы тембра и эквалайзеры. Более простенькие двухпо лосные регуляторы тембра не дают возможности в полной мере справляться с подобными задачами. При подъёме уровня НЧ (20 — 40 Гц) одновре менно усиливаются сигналы в полосе 80 — 200 Гц. Это положение может исправить только эквалайзер (перевод с англ. — «выравниватель»), то есть многополосный регулятор, который устана вливает нужный коэффициент передачи в узкой полосе частот.
Имеются активные и пассивные эквалайзе ры. У каждого типа есть свои преимущества и недо статки. Главный недостаток активных регуляторов тембра, это то что в них используется глубокая частотнозависимая отрицательная обратная связь (ООС), это даёт большие дополнительные ис кажения (интермодуляционные, перекрёстные и т. п.), которые они вносят в регулируемый сигнал. Более часто применяемые для усиления сигналов операционные усилки (ОУ) имеют несколько недостатков:
- Низкая частота среза не даёт возможность с высокой верностью передавать фронты импульсного сигнала.
- Так называемые, динамические искажения, которые связаны с переходными процессами в охвачен ных общей ООС цепями.
- Склонны к самовозбуждению.
- Повышенные нелинейные искажения.
Как правило, качество звука зависит как от амплитуд гармоник различного порядка, так и от соотношения между ними. Лучше, чтобы с ростом номера гармоники её амплитуда довольно быстро убывала, иначе звук ста новится резким, с «металлическим» оттенком. Во некоторых случаях применение ОУ не всегда приемлемо, а специальные качествен ные ОУ стоят гораздо больше (в десятки раз и больше) и не всегда доступны. По этой причине сейчас в звуковоспроизводя щей аппаратуре зачастую стали применять пассивные регуляторы тембра. Однако у них тоже есть свои недостатки. Первый недостаток — это значи тельное ослабление сигнала. По этой причине усиливать ослабленный сигнал по любому придётся, скорее все го, при помощи тех же ОУ, но уже в широкой поло се частот. Тогда уже будут сказываться шумо вые свойства этих ОУ. Исходя из этого появляется смысл попробовать как нибудь сделать лучше свойства самих актив ных регуляторов тембра. Чтобы уменьшить интермодуляционные и перекрестные искажения, которые вызваны из — за взаимного влияния частотных каналов эквалайзера друг на друга можете попробовать применить уже давно известный способ — это дополни тельное разделение каналов. Предлагается применить два эквалайзера — один для НЧ, а другой для ВЧ. К примеру, можете применить низкочастотный эквалайзер с четырь мя полосами регулирования с граничными часто тами: 70, 200, 500 и 1000 Гц и высокочастотный с четырьмя полосами с граничными частотами: 2, 5, 10 и 16 кГц. Разумеется разделение полос и их ко личество субъективно (это как говорится дело вкуса и слуха). Потом сигналы эквалайзеров надо объединить и подать на вход высококачественного усилка мощности. Здесь попутно можете попытаться «убить» ещё одного «зайца»: то есть не объединять сигналы, а применить два отдельных полосовых усилка, низко частотный со своей акустической системой (без полосовых фильтров) и высокочастотной со своей акустической системой.
В эквалайзерах как правило применяются полосо вые фильтры с различными резонансными частотами, и у них могут быть разные добротности в зави симости от качества радиоэлектронных элементов и разброса их характеристик. По этой причине параллельное включение фильтров с последующим суммированием, используемое в графических эквалайзерах, не даст получить линейную АЧХ в средних положениях регуляторов тембра по причине несогласованности частот среза и добротностей АЧХ фильтров (это же можно отнести и к пассивным ре гуляторам тембра). На практике из — за этого может случится нарушение стереобаланса. Пригод ной для практического применения считается схема включения фильтров в цепь дополнительной ветви ООС операционного звена инвертирующе го усилителя (рисунок 1), которая образована при помощи резисторов R4 и R5. В полосе задерживания полосового фильтра Z1 коэффициент передачи устройства K=–R2/R1 не зависит от соотношения сопротивле ний резисторов R4 и R5. На резонансной частоте F регулятор R4, R5 в
РадиоКот :: Графический эквалайзер на LA3607
РадиоКот >Схемы >Аудио >Фильтры, эквалайзеры >Графический эквалайзер на LA3607
Общий привет!
Случалось ли вам собирать эквалайзер, а? Нет? А почему? Слишком сложные схемы, слишком много элементов и сложные печатные платы? Ну да не все так плохо.
Нижеследующим, я расскажу как можно собрать весьма неплохой эквалайзер с минимальным набором компонентов, не требующий никакой настройки, с издевательски простой печатной платой, но имеющий при этом очень приличные параметры, вполне достойные автомобильного усилителя или небольшого домашнего комплекса. Основой эквалайзера является специализированная микросхема LA3607, выпускаемая небезысвестной фирмой Sanyo, точнее её подразделением полупроводниковых приборов.
Характеристики эквалайзера следующие:
Напряжение питания | 9В |
Потребляемый ток при отсутствии сигнала | 7мА |
Число полос регулировки | 7 |
Глубина регулировки | +/-12дБ |
Коэфф. усиления | 0,8 |
Коэфф. гармонических искажений | 0,02% |
Давайте посмотрим схему:

Итак, на схеме, два компонента — сама микросхема и семь полосовых фильтров,
состоящих из двух конденсаторов и одного резистора, которым,
собственно и регулируется усиление или ослабление выбранной частоты.
При выбранных конденсаторах регулируются следующие полосы:
60Гц, 150Гц, 400Гц, 1кГц (давить!),2,5кГц, 6кГц и 15кГц.
Разумеется, их можно пересчитать на другие частоты. И для этого есть весьма простые формулы:
Резонансная частота считается так:

Так как R0 и R упрятаны внутрь микросхемы и равны 1,2 кОм и 68 кОм соответственно, то формулу можно упростить до следующего:

Значения в формулу можно подставлять или в микрофарадах и килоомах, тогда на выходе мы получим килогерцы, или в фарадах и Омах, тогда получим герцы.
Ну и добротность каждого фильтра считается так:

С учетом описанных выше обстоятельств получим:

Емкость в эту формулу можно подставлять в чем угодно — добротность величина безразмерная.
Питать все это добро нужно от стабилизированного источника, собрать который можно, например на КРЕН9А. Да, кстати, я надеюсь понятно, что на схеме изображена схема одного канала, а если у вас их несколько — два, например, то надо собрать два таких вот одинаковых канала.
За сим все. Удачи.
Как вам эта статья? |
Заработало ли это устройство у вас? |
Эти статьи вам тоже могут пригодиться:
Схема выравнивателя— с английского на все языки
Схема выравнивателя — электрическая схема, которая гарантирует, что при параллельном подключении двух или более генераторов к энергосистеме они распределяют нагрузку поровну. В этом случае, если напряжение одного генератора немного выше, чем напряжение другого генератора…… Авиационный словарь
Эквалайзер — E qual * i zer, n. 1. Тот, кто или тот, кто что-либо уравнивает. [1913 Вебстер] 2.то же, что и {выравнивающая полоса}. [Webster 1913 Suppl.] 3. Устройство в виде стержня для приведения в действие двух тормозов, в особенности. пара ступичных тормозов для автомобиля с равной силой…… Международный английский словарь
эквалайзер — [ē′kwəl īz΄ər] n. 1. человек, который уравнивает 2. вещь, которая уравнивает, как группа компонентов, включенных в цепь, чтобы изменить частотную характеристику; специф., электронное устройство, которое усиливает или уменьшает определенные диапазоны аудио…… English World Dictionary
Эквалайзер (грузовик) — Infobox Название Monstertruck = Подпись к изображению эквалайзера = владелец = Майк Хокинс, водитель = Майк Хокинс, стиль = Двигатель Chevy S10 2005 года = 540 дюймов.³ Родной город Chevy = Спрингфилд, штат Теннесси, год создания = 1988 Equalizer — это грузовик-монстр, который мчится на USHRA…… Wikipedia
Эквалайзер — WikiV Электронная схема, которая вводит компенсацию частотно-различительных эффектов элементов в телевизионной системе, особенно длинных коаксиальных систем передачи… Аудио и видео глоссарий
эквалайзер — Любая комбинация (обычно регулируемая) катушек, конденсаторов и / или резисторов, вставленных в линию передачи или схему усилителя для улучшения ее частотной характеристики… IT-глоссарий терминов, акронимов и сокращений
Адаптивный эквалайзер — Адаптивный эквалайзер — это фильтр, который адаптивно обновляет свои коэффициенты для отслеживания изменяющегося во времени канала связи.Он часто используется с когерентной модуляцией, такой как фазовая манипуляция в беспроводной связи, смягчение…… Wikipedia
Список независимых борцов цепных, не аффилированных или вышедших на пенсию профессиональных борцов — Содержание 1 Список независимых борцов цепных, не аффилированных или вышедших на пенсию борцов 1.1 Мужчины 1.1.1 #… Wikipedia
Номера устройств ANSI — Стандартные номера устройств ANSI [[http://www.geindustrial.com/pm/notes/ref/ANSI.pdf Номер стандартного устройства ANSI GE Multilin]] [Руководство по реле защиты, Электроэнергетическая ассоциация Пенсильвании (1975 г.)] [[http://www.basler.com/downloads/ANSI…… Wikipedia
Низкочастотный динамик — Эта статья о драйвере динамика. Для лиц, обученных удаленной первой помощи, см. Службу экстренного реагирования в дикой местности. НЧ-динамик — это термин, обычно используемый для драйвера громкоговорителя, предназначенного для воспроизведения низкочастотных звуков, обычно около 40…… Wikipedia
MXR — MXR, также известный как MXR Innovations, был производителем гитарных эффектов, соучредителем в 1973 году Китом Барром (который впоследствии основал Alesis) и Терри Шервудом (который впоследствии стал соучредителем Applied Research Technology ).[1] MXR был основан на…… Википедии
схем эквалайзера — перевод на русский — примеры английский
английскийарабский немецкий английский испанский французский иврит итальянский японский голландский польский португальский румынский русский турецкий китайский
русскийСинонимы арабский немецкий английский испанский французский иврит итальянский японский голландский польский португальский румынский русский турецкий китайский
На основании вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.
На основании вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.
Другие переводыУказанное изобретение позволяет увеличить расстояние и повысить надежность связи компьютера с периферийными устройствами за счет компенсации искажений сигнала в кабеле с помощью схем эквалайзера .
Техническим результатом настоящего изобретения является увеличение степени надежности персонального компьютера с периферийными, вызывающее компенсацию искажений сигналов в кабеле схемами эквалайзеров .Возможно неприемлемое содержаниеПоказать
Примеры предназначены только для помощи в переводе искомых слов и выражений в различных контекстах. Мы не выбираем и не утверждаем примеры, и они могут содержать неприемлемые слова или идеи. Пожалуйста, сообщайте нам о примерах, которые, на Ваш взгляд, необходимо исправить или удалить. Грубые или разговорные переводы обычно отмечены красным или оранжевым цветом.Ничего не найдено для этого значения.Предложить пример
Больше примеровРезультатов: 1. Точных совпадений: 1. Затраченное время: 27 мс
Предложить пример
.